Древние цунами уже смывали Таиланд и Индонезию с лица Земли

Геолог Круавун Янкаев (Kruawun Jankaew) неподалёку от одной из сотен ям, выкопанных на территории Таиланда. Из них учёные вынимали пробы грунта и отправляли их на анализ (фото Brian Atwater).

Задолго до трагедии декабря 2004 года в Азии произошло ещё несколько разрушительных природных катаклизмов. Следы некоторых из них обнаружили учёные из США и Таиланда.

В 2004 году землетрясение силой 9,2 балла по шкале Рихтера унесло жизни порядка 220 тысяч человек в десятках стран. Многие жители прибрежных территорий не могут оправиться до сих пор и тем не менее помогают учёным выяснить причины произошедшего, чтобы предотвратить новые трагедии.

Согласно данным исследований, опубликованных (1 и 2) в журнале Nature, песок, вынесенный когда-то вглубь материка гигантскими волнами, сохранился под землёй. Учёные искали слои, которые не были разрушены ветром, реками, штормами, животными и человеком (точнее, его сельскохозяйственной деятельностью).

Две команды геологов изучали прибрежные районы Индонезии и Таиланда.

В результате одно свидетельство древнего цунами (около 1290-1400 лет до нашей эры) было обнаружено в районе города Мулабох (Meulaboh) в провинции Ачех (Aceh) на северной оконечности Суматры. В этих местах, расположенных в двух километрах от океана, в 2004 году волны достигали 35-метровой высоты.

В Таиланде аналогичное открытие было сделано на острове Пхра Тхонг (Phra Thong) в 124 километрах от Пхукета (там волны 2004 года дотянулись до отметки в 20 метров). Тайские слои датировались 1300-1450 годами до нашей эры.

Из полученных данных учёные сделали вывод, что песок принёс в эти регионы один и тот же предшественник современного цунами.

Кроме того, в Индонезии были обнаружены свидетельства цунами, произошедшего в 780-900 годах до нашей эры, а в Таиланде – гигантских волн, что пришли сюда около 2200 лет назад.

Теперь учёные продумывают систему оповещения, которая бы смогла спасти жизни многих людей от будущих катастроф. А они, несомненно, повторятся, хотя и не понятно, когда это может произойти (через сто или шестьсот лет).

В качестве примера они приводят поведение жителей острова Симеулуе (Simeulue), которые пережили цунами в 1907 году. Из поколения в поколение детей из тех мест учили убегать как можно дальше от океана (выше в горы) при первых же признаках землетрясения. Именно эта практика спасла жизни тысяч людей всё в том же 2004 году.

Читайте также о других разработках в области предупреждения и возможной борьбы с гигантскими волнами: генераторе и модели цунами, датчиках колебания уровня воды и специальных безопасных домах.

Неизвестные организмы вырабатывали стреловидные магниты