Дизельное топливо можно получать из грибов

Раскрашенная фотография грибка, полученная на сканирующем электронном микроскопе (фото Gary Strobel).

Даже так называемый биодизель — горючее, получаемое из растительного сырья, – не устраивает некоторых ревнителей чистоты природы в качестве замены нефтяному топливу. Но, быть может, через несколько лет человечество обратится к другому источнику «зелёной» энергии. Гэри Стробель (Gary Strobel) и его коллеги из университета Монтаны (Montana State University) открыли «микодизель» — солярку, вырабатываемую микроскопическим грибком, обитающим в джунглях Южной Америки.

Gliocladium roseum — таково название грибка, удивившего исследователей. Высадив его на субстрат, учёные обнаружили, что при определённых условиях он генерирует разнообразные алканы и эфиры, гептан, октан и бензол, другие углеводороды, в том числе — с разветвлёнными цепями, и так далее.

В общем – он производит богатую смесь соединений, многие из которых являются составными частями дизтоплива. Именно поэтому выдаваемый грибком продукт учёные окрестили микодизелем.

Растение-хозяин, на котором развивается данный грибок, — дерево Eucryphia cordifolia (Ulmo) — поставляет все необходимые ингредиенты для этого маленького «химического заводика». Это подтвердили опыты в пробирке. Впрочем, Gliocladium roseum прекрасно работает и на субстрате на основе целлюлозы, и на агаре.

Стробель посетил тропические леса Патагонии ещё в 2002-м, однако собранных образцов растений (в том числе – с размножающимися на них грибками) учёным хватило не на один год исследований. А что из этого получилось – можно узнать в статье авторов открытия в журнале Microbiology (фото с сайта montana.edu).

«Это первый организм, который вырабатывает многие компоненты дизельного топлива», — заявил Стробель.

Конечно, до появления «грибкового дизеля» на автозаправках ещё далеко. Сейчас учёные намерены выявить гены, благодаря которым грибок синтезирует ферменты, необходимые для преобразования подложки в микодизель.

Возможно, разобравшись с механизмом такого синтеза, учёным удастся воспроизвести его в каких-то иных условиях, например научить ему другие микроорганизмы.

И если набор «дизельных» генов будет определён и «разобран», можно будет попробовать существенно нарастить производительность этого биопроцесса.

Читайте также о топливе из водорослей и заводского дыма и «топливных» способностях гриба шитаки.

Континентальных муравьёв тянет на солёненькое