Генетики подтолкнули травмированные нейроны к восстановлению

Повреждённые аксоны зрительного нерва у нормальной мыши (внизу) и регенерированные у мыши после генной терапии (вверху) (фото K. K. Park et al., Science).

Нервная система способна к самовосстановлению, но её возможности в этом ограничены. Чжиган Хе (Zhigang He) и его коллеги из детской больницы Бостона (Children’s Hospital Boston) и медицинской школы Гарварда (Harvard Medical School) нашли ген, деактивация или «удаление» которого провоцирует регенерацию повреждённых аксонов.

Учёные в первую очередь думали о травмах спинного мозга, которые оставляют пациентов парализованными на всю жизнь. Дело в том, что нейроны во взрослом животном (как и в человеке) утрачивают «гибкость», которую они имели, когда организм только развивался. Кроме того, соединения в районе травмы препятствуют росту аксонов.

Немало исследователей пытались вернуть нейронам молодость и стимулировать рост новых аксонов взамен повреждённых, но успехи были скромны.

Теперь Чжиган Хе и его товарищи нашли ген, удаление которого у взрослых мышей привело к ощутимой регенерации нервной ткани в намеренно повреждённом месте (о чём экспериментаторы и поведали в статье в Science).

Этот ген кодировал синтез молекулы PTEN. Она блокирует сигнальный каскад, задействованный при синтезе белков и росте клеток, поясняют биологи.

В опыте учёные повреждали зрительный нерв мышей, который сам не восстанавливается. Что ещё примечательнее, 80% нейронов с разорванными аксонами обычно умирает.

Однако у животных, лишённых PTEN, 50% нейронов с повреждёнными аксонами — выжили, при этом около 10% аксонов в травмированном нерве продемонстрировали рост на 4 миллиметра за 28 дней.

Авторы работы говорят, что эти миллиметры — очень крупный шаг вперёд в области стимулирования регенерации нервных тканей. Правда, ещё остаётся много вопросов. В частности неизвестно, будут ли вновь выпущенные аксоны формировать работоспособные связи между собой, и будет ли аналогичная методика работать при восстановлении повреждённого спинного мозга. Опыты, призванные ответить на эти вопросы, уже ведутся.

Читайте также об экспериментальной биозаплате для спинного мозга, идее восстановления нейронных соединений шёлковыми «лесами» и самовосстановлении коры головного мозга.

Курение помогает при шизофрении