Мосты для опоссумов накрыли горячие точки

Тяжело им без мостов. Вы, быть может, помните очень популярный в Сети снимок с мёртвым опоссумом, поверх которого нанесли дорожную разметку — двойную сплошную (фото с сайта home.earthlink.net).

Одни обогащают уран, другие покупают билет в космос, а третьи строят мосты для опоссумов. Сейчас нас почему-то больше заинтересовали третьи. Мы вознамерились узнать, кто возводит такие мосты, зачем он это делает, и пользуются ли такими мостами те, для кого они предназначены. А заодно решили вспомнить, кто они такие, опоссумы.

Ну что тут? Didelphidae, млекопитающее, отряд сумчатых, 12 родов, 65 видов. Хвост на 3 сантиметра длиннее полуметрового, покрытого мехом тела. Обитают в лесах и зарослях. Лазают по деревьям. Активничают в темноте. Жрут практически всё. Постоянно попадают под колёса автомобилей в Австралии, чем несказанно расстраивают Трейси Адамс (Tracey Adams) из университета Макгвайра (Macquarie University), которая за последние два года насчитала на дорогах вокруг Сиднея 600 мёртвых опоссумов. Причём зафиксировала их вес, размеры тела, возраст и пол.

«Наверняка я посчитала не всех, многих пропустила, — сокрушается Трейси, — ведь многие животные, сбитые автомобилями, убегают с дороги, прячутся в кустах и умирают там. И лисы едят некоторых из них. Кроме того, бывает, что водители избавляются от опоссумов, закидывают их куда подальше или „выпускают на волю“, надеясь, что животное выживет. Но они не понимают, что попадание под колёса для опоссумов — смертный приговор».

Трейси Адамс (интересно, у неё есть семейка?) говорит, что опоссумы в упадке — их популяция в Австралии неуклонно сокращается. Вот она и спасает (фото Macquarie University).

Ещё в 2005 году Адамс поняла, что не в силах смириться с дорожным смертоубийством, и начала собственное расследование. Понимая, что всех опоссумов на планете ей не спасти, Трейси ограничилась северным побережьем Сиднея и собрала по нему целый массив данных. Она исколесила массу дорог, бульваров и переулков, чтобы разузнать, как обстоят дела с освещением, растительностью, ограничениями скорости, метеоусловиями и даже фазами Луны.

Так как Адамс с помощью GPS установила точные координаты большинства мест происшествий (!), в которых погибли те 600 опоссумов, она оценила положение тушек мёртвых животных по отношению к самому ближайшему фонарю, перекрёстку, деревьям, кустам, электропроводам и так далее. В результате статистического анализа была создана карта с «горячими точками».

«Благодаря картографической программе мне удалось определить самые проблемные участки. Я идентифицировала шесть горячих точек: по паре уникальных для отдельных видов опоссумов и две для обеих разновидностей. Из этих шести точек дороги Lady Game Drive и Comenarra Parkway оказались самыми опасными для животных. На этих двух в месяц умирает больше 13 опоссумов», — рассказала Трейси.

По её словам, ключевым фактором является свет: 70% опоссумов, которых она собрала, были найдены в пределах 50 метров от уличного фонаря, а 32% — меньше чем в пяти метрах. Но не светом единым — 53% сумчатых были убиты в полусотне метров от перекрёстков, 23% в пределах пяти метров или меньше.

Для опоссума можно установить светофоры, нарисовать «зебру», но сработает ли это? Покамест развешиваются мосты, примерно на 3-метровой высоте (фото с сайта wettropics.gov.au).

Вместе с тем Адамс заметила, что перебраться через дорогу по деревьям опоссумы могли лишь в 3% случаев, таким образом, в качестве альтернативы наземному пересечению проезжей части у животных оставались лишь провода. Но и они были доступны лишь в 65% случаев, так что почти треть опоссумов должна была лавировать между колёс.

Жаль, что опоссумы предпочитают тьму — днём на мосту их не увидишь (фото с сайта blogs.smh.com.au).

Трейси обратилась к местным властям (Ku-ring-gai Council) и, вместе со своими выкладками, предъявила данные подобного исследования, проводившегося в Квинсленде. В той работе содержались рекомендации по строительству воздушных мостов для опоссумов над дорогами в тропических лесах. И Адамс начала лоббировать эту идею.

В конце прошлого года она получила от совета разрешение, природоохранные организации и университет обеспечили финансовую поддержку (один мост стоит $5 тысяч), и два пробных моста были построены над убийственной Lady Game Drive. Рядом были установлены инфракрасные камеры, чтобы контролировать передвижение опоссумов по мостам в течение года.

Эти мосты представляют собой полупрозрачные туннели из сетки, верёвок и проволоки. При пересечении они обеспечивают опоссумам дополнительную защиту от хищников (например, сов), если сумчатые бегут внутри туннеля (а могут и поверху). Кроме того, было предусмотрено одновременное использование моста несколькими животными.

Никакой точной статистики по эксплуатации мостов у Адамс пока нет, но она искренне надеется, что опоссумы научатся с ними обращаться. Будут ли конструкции иметь успех, станет ясно через несколько месяцев. Если нет, то Трейси собирается установить вдоль дорог заборы, чтоб альтернативы мостам у животных не было.

Конструкции мостов различаются: та, по которой идёт опоссум, совсем незатейливая (фото с сайтов velocity.ansto.gov.au и abc.net.au).

Результаты исследования Адамс собирается опубликовать в конце года. Она говорит, что будет лоббировать идею мостов по всему Сиднею, чтобы они находились над всеми «горячими точками».

Однако инициатива Трейси приходится по душе далеко не всем австралийцам. «В случае с опоссумами в общественном сознании существуют две крайности: люди или любят их, или ненавидят, третьего не дано, — говорит Адамс. — Несколько человек мне написали, что мосты — пустая трата денег. Они, вероятно, ненавидят опоссумов, которые по ночам гремят у них на крыше, или думают, что хороший опоссум — мёртвый опоссум. Но большинство людей меня поддерживает».

P.S.: Наш читатель Mama_Okljo не без оснований считает, что речь в статье «идёт не об опоссумах, встречающихся только в Северной и Южной Америке (как раз Didelphidae), а о поссумах (Phalangeridae), живущих в Австралии».

Приносим извинения поссумам и опоссумам. Да, мы случайно обозвали опоссумом поссума, поссума опоссумом, и что теперь?



Водородный внедорожник совершил уникальный пробег

22 мая 2007

Рыбы Дьявольской дыры исчезают в Долине смерти

21 мая 2007

Городские парки охлаждают мегаполисы

21 мая 2007

Индийские гаишники получили кислород за вредность

18 мая 2007

Сети биологов вытащили тайны ледяного дна

17 мая 2007