Общий предок глубоководных осьминогов найден живым в Антарктике

Джен Страгнелл и общий предок глубоководных осьминогов (фото с сайта zoo.cam.ac.uk).

Многие виды глубоководных осьминогов, обитающих в самых разных точках планеты, происходят всего от одного общего предка, который до сих пор живёт в Южном океане и встречается только там.

Любопытное открытие совершили исследователи, работающие в рамках международного проекта «Перепись морской жизни» (Census of Marine Life — COML). Биологи собрали множество экземпляров глубоководных осьминогов из разных частей света и воспользовались этим материалом, чтобы сравнить геномы удивительных существ.

Анализ ДНК выполнила Джен Страгнелл (Jan Strugnell) из британской организации по исследованию Антарктики (British Antarctic Survey).

Она обнаружила, что большое число видов таких осьминогов восходят к общему предку, от которого эволюционно отделились примерно 30 миллионов лет назад, расселившись по разным морям. И что самое примечательное, этот вид-предшественник благополучно живёт и ныне.

Зовётся он Megaleledone setebos, а обитает на мелководье в Южном океане. Если говорить строже — это вид, наиболее близкий к тому, что дал когда-то начало глубоководным осьминогам.

Пользуясь полученным генеалогическим древом головоногих, рассказывают авторы работы, интересно проследить, как новые их виды постепенно адаптировались к обитанию на больших глубинах. Скажем, отмечают биологи, эти существа потеряли чернильные мешки, имеющиеся у их мелководных собратьев. Причина очевидна — в кромешной тьме такое средство защиты бесполезно.

Вверху: красавец Megaleledone setebos крупным планом. Внизу по часовой стрелке с верхнего левого угла: Pareledone charcoti, Thaumeledone gunteri, Adelieledone polymoprha и Megaleledone setebos (фотографии L.Allcock, I.Everson, M.Rauschert/COML).

Кроме того, как подчёркивает Рон О’Дор (Ron O’Dor), один из ведущих учёных проекта COML, данное исследование позволило наглядно показать влияние глобальной смены условий в разных регионах океана на бурное развитие новых видов подводных обитателей (тех же осьминогов).

Особенно важным представляется появление так называемой термохалинной скоростной дороги (Thermohaline expressway или Thermohaline circulation), то есть глобальной сети мощных подводных потоков, движимых разницей в температуре и солёности океанских вод.

«Когда происходит рост льдов на море, вода формирует кристаллы и оставляет после себя очень солёную, богатую кислородном воду, которая, будучи плотнее, чем окружающая морская вода, – попросту тонет. В то время, когда этот процесс начался, на дне океана ещё не было кислорода. Солёные воды принесли кислород к морским глубинам, и сейчас мы можем видеть результат — осьминоги перебрались из Антарктики в более глубокие воды», — пояснил учёный.

Гигантский проект COML, длящийся уже много лет, призван принести порядок и ясность в представление учёных о происходящем в глубинах мирового океана. В ходе этого проекта биологи из разных стран не раз уже отправлялись в экспедиции в различные уголки планеты, откуда возвращались с горой данных как об уже известных, так и о великом множестве невиданных ранее существ.

Счёт идёт на многие тысячи новых видов. Но биологи всё равно не считают, что смогут в ближайшее время переписать всех тварей, какие только существуют в мировом океане.

Тем не менее обширная база COML, завершение работы над которой ожидается в 2010 году, основана на очень представительных «выборках» из всех основных подводных экосистем мира. Эта база позволит учёным отслеживать и дальнейшие перемены в биоразнообразии подводного царства, на которое влияет как глобальное изменение климата, так и деятельность человека.

Решением этой задачи займётся уже вторая перепись, проведение которой запланировано на период с 2010 по 2020 годы.

О ярких же достижениях «первой COML» можно прочитать (и посмотреть) в этой недавней новости, а также — стартовав с неё в путешествие по ссылкам на предыдущие отчёты данного проекта.

Узнайте заодно о том, как учёные отсняли на видео самых глубоководных рыб.

До выхода на сушу в океане доминировали восьмирукие существа