NASA декларировало смерть миссии Phoenix

Это не могилка робота, а просто горка марсианской почвы, насыпанная Phoenix в ходе одного из экспериментов (фото NASA/JPL-Caltech/University of Arizona/Texas A&M University).

Американский посадочный аппарат Phoenix Mars Lander фактически объявлен мёртвым. Надежда на его «воскрешение» ещё осталась, но — минимальная.

Ухудшившиеся погодные условия в марсианской арктике разрядили батареи аппарата. Во всяком случае, учёные не получают от него сигналов со 2 ноября, когда состоялся последний короткий сеанс связи Phoenix с Землёй. (О том, что происходило на Марсе в последние недели, мы рассказывали.)

Принятые меры по спасению «железного разведчика» результатов не дали. «Мы фактически остановили работу, объявив о прекращении операций на данный момент, — зявил руководитель миссии Барри Голдстайн (Barry Goldstein). — Однако, поскольку нас удивила надёжность этого аппарата, мы продолжим прослушивание».

После миссии осталась колоссальная библиотека снимков. Вот только некоторые: панорама на месте посадки и утренняя изморозь на почве и камнях. Эти водяные кристаллики испарялись после подъёма Солнца повыше над горизонтом. Внизу: работает манипулятор с установленным на ковше датчиком электро- и теплопроводности. Камера SSI на борту аппарата сфотографировала другую камеру – RAC, расположенную на конце манипулятора (фото NASA/JPL-Caltech/University of Arizona/Texas A&M University).

«Уши навострят» марсианские спутники Mars Odyssey и Mars Reconnaissance Orbiter, пролетающие над местом посадки Phoenix каждые два часа.

Они будут слушать посадочный аппарат ещё три недели, до того момента, когда Солнце окажется на линии Земля-Марс, прервав связь с планетой.

«Его прощальный поклон»: портрет Phoenix, выполненный из космоса орбитальным аппаратом Mars Reconnaissance Orbiter (естественные цвета немного изменены) (фото NASA/JPL-Caltech/University of Arizona).

Напомним, Phoenix проработал в высоких широтах Марса более пяти месяцев при плановых трёх. Зонд выполнил множество анализов проб грунта и передал более 25 тысяч снимков. Исследователи полагают, что добытых сведений хватит ещё на годы изучения.

Phoenix стал первым земным аппаратом непосредственно "пощупавшим" марсианскую воду; он обнаружил, что почва в марсианской арктике слегка щелочная, в противовес слегка кислой в более южных широтах (где не раз высаживались посадочные аппараты в прошлые годы и где ныне работают два марсохода миссии Mars exploration rover, одному из которых ещё предстоит двухлетний переход); Phoenix нашёл в марсианской почве карбонат кальция и глинистые частицы, говорящие о жидкой воде в прошлом; и он обнаружил на Марсе перхлораты — соединения ядовитые, однако способные поддерживать жизнь определённого типа микробов.

Все эти достижения с лихвой оправдали ожидания учёных. «Phoenix является важным шагом для стимулирования нашей надежды на то, что мы сможем показать — Марс когда-то был пригоден для проживания и, возможно, поддерживал жизнь», — заявил Дуг Маккуишон (Doug McCuistion), директор программы исследования Марса в штаб-квартире NASA.

Ну а следующей миссией на Марс будет большой ровер Mars Science Laboratory, который, как предполагается, стартует в декабре 2009 года, а сядет на Красной планете в октябре 2010-го.

Частная фирма создаёт многоразовую орбитальную лабораторию