Учёные связали человеческие волосы с когтями ящериц

У ящериц нет волос, однако в их когтях учёные обнаружили белки, похожие на составляющие человеческого волоса, ногтей рук и ног (фото Medizinische Universität Wien).

Первые волосы появились на планете около 310-330 миллионов лет назад у последнего общего предка млекопитающих, ящериц и птиц – выяснили учёные из Медицинского университета Вены (Medizinische Universität Wien).

Это исследование базируется на данных, полученных во время расшифровки генома ящерицы анолиса каролинского (Anolis carolinensis) другой группой учёных из института Броад в Бостоне (Broad Institute of MIT and Harvard).

Австрийские исследователи обнаружили в ДНК ныне живущих ящериц и куриц гены, имеющие отношение к появлению волос у человека.

Несмотря на то что те и другие не обладают волосяным покровом, в их когтях присутствуют белки, близкие к тем, что были обнаружены в волосах и ногтях, на поверхности языка и в вилочковой железе человека.

Судя по всему, у далёкого общего предка был ген, который унаследовали и люди и динозавры, таким образом он стал предшественником современных последовательностей оснований, определяющих рост волос и когтей у Homo sapiens.

«Мы считаем, что эволюция белков когтей помогла предку в лазанье. Позднее уже в ветви млекопитающих те же протеины начали вырабатываться на коже других частей тела, так появились волосы», — говорит постдок Леопольд Экхарт (Leopold Eckhart).

Дополнительно учёные выяснили, что кератин ящерицы и человека содержат большое количество цистеина. Проследив историю появления этой аминокислоты, генетики узнали, что её уровень вырос не в процессе эволюции млекопитающих, а также был унаследован от общего древнего предка.

О том, что он собой представлял, доподлинно ничего не известно. Но учёные всё же небезосновательно считают – предок больше был похож на ящерицу, нежели на современных млекопитающих или птиц.

Белки, похожие на кератин (отмечены красным), были обнаружены внутри зоны роста когтя ящериц. Стрелкой показано направление роста (фото Karin Jaeger и Leopold Eckhart).

Первые представители животного мира, вскармливающие своих детёнышей молоком, появились примерно 160-220 миллионов лет назад. Учитывая, что кератины волос к тому времени уже должны были эволюционировать, вполне вероятно, что они обладали красивой «шубой».

Теперь команда Экхарта пытается разобраться в механизме, благодаря которому кератин из когтей ящериц «превратился» в волосы млекопитающих. Данное исследование поможет не только проследить эволюцию в животном мире, но и, возможно, пригодится при «лечении» лысых людей.

Подробнее — в пресс-релизе университета и в статье авторов открытия, вышедшей в PNAS.

Читайте также о курице с мышиными зубами.

Поиск отличий от обезьян привёл людей к стёртым генам