Поставлен мировой рекорд темпа вращения вала

В ходе теста мотор заключили в толстостенный прозрачный корпус – во избежание травм в случае разрушения ротора (фото ETH Zürich).

Миллион оборотов в минуту с хвостиком развивает крошечный электромотор, построенный в швейцарском Федеральном технологическом институте (ETH Zürich).

Пару лет назад здесь показали микромотор на 500 тысяч оборотов и тогда же обещали построить «образец-миллионник» — и вот он готов.

Новый аппарат, по размеру сопоставимый с коробком спичек, обладает титановым ротором и ультратонкой медной обмоткой, вставленной в цилиндр из некоего железного сплава, не применявшегося ранее для электрических машин. Мощность — 100 ватт. Прочие секреты швейцарцы не раскрывают.

Данное достижение впечатляет, учитывая, что столь быстрых вращающихся объектов практически не найти ни в космосе, ни на Земле.

Моторчик в сборе, его ротор и управляющая схема. Внизу: мировой рекорд зафиксирован на табло. Вдумайтесь – это почти 16,8 тысячи оборотов в секунду! (фотографии ETH Zürich)

Закончившие свой жизненный цикл массивные звёзды, став нейтронными, порой разгоняются до огромной частоты вращения. Но и эти вселенские рекордсмены достигают скорости порядка 60 тысяч оборотов в минуту, или немногим выше. Если б темп поднялся — даже нейтронная звезда с её чудовищной гравитацией не выдержала бы центробежных сил.

Из мира техники же можно привести в пример разнообразные турбины (авиационные двигатели, турбины электростанций и прочие), частота вращения которых обычно составляет десятки тысяч оборотов в минуту, в редких случаях — до 250 тысяч. Примерно в этом же диапазоне лежат возможности самых быстрых серийных электромоторов.

Швейцарская новинка оставляет все эти объекты далеко позади. Разве что одна экспериментальная микроскопическая газовая турбинка 2005 года да 0,8-миллиметровый стальной шарик, подвешенный в магнитных полях в вакууме, могут похвастать более высокой скоростью. Для электрических же систем привода достижение в миллион оборотов – абсолютный рекорд.

Для коммерциализации разработки создана компания Celeroton. Среди потенциальных сфер применения мотора — ультраскоростные дрели (они необходимы для аккуратного просверливания отверстий очень малого диаметра, которые можно найти, к примеру, в электронных устройствах), а также — более компактные компрессоры самого разного назначения.

«Наши находки будут быстро переведены в плоскость конкретных приложений и продуктов», — заявил один из авторов супермотора Иоганн Колар (Johann Kolar).

Магнит на столе доказал реальность лучевого щита для звездолётов