Радиоуправляемый вертолёт расскажет о приближающемся извержении

Первые тесты Макгонигл проводил на острове Вулькано (Vulcano) в Италии (фото с сайта rolexawards.com).

Для определения начинающегося извержения британский учёный предлагает использовать радиоуправляемый вертолёт. На реализацию в жизнь идеи Эндрю Макгонигла (Andrew McGonigle) из университета Шеффилда (University of Sheffield) было выделено $100 тысяч.

Большая игрушка, возможно, поможет спастись не только тем людям, что живут неподалёку от вулканов, но и тем геофизикам, что подчас рискуют жизнями, поднимаясь к клокочущим недрам, чтобы определить, когда же начнётся извержение.

В 1993 году подобная трагедия унесла жизни шестерых учёных, которые поднялись на Галерас (Galeras) в Колумбии, чтобы провести замер количества выходящих из жерла газов.

Перед самым извержением магма выталкивает CO2, затем по мере подъёма к поверхности из вулкана начинает также выходить некоторое количество диоксида серы (SO2). По соотношению этих газов учёные могут определить, когда же возникнет реальная опасность извержения.

Проблема в том, что подъём уровня диоксида углерода настолько мал по сравнению с общим содержанием его в атмосфере, что провести измерения не так-то просто (с содержанием SO2 проблем меньше).

Эндрю много лет занимается изучением вулканов, посетил 15 из 60 самых активных, но последние три года посвящены исключительно этому проекту (фото с сайта rolexawards.com).

Для того чтобы провести более-менее точные расчёты, необходимо установить сенсоры у самого жерла. Как уже было сказано, это весьма опасное предприятие.

Именно по этой причине Эндрю решил использовать для измерений беспилотный летательный аппарат. Ему даже удалось провести демонстрационный полёт в Италии.

Теперь он один из пяти лауреатов премии Rolex Awards, и в его распоряжении $100 тысяч, чтобы осуществить задумку.

«На данный момент вертолёт не может удалиться от оператора на расстояние больше 400 метров, к тому же не всякий аппарат способен поднять в небо достаточно тяжёлое оборудование», — рассказывает Макгонигл.

Чтобы создать реально работающую машину, нужны современные беспилотники, уверен он. Тогда вулканологи смогут следить за состоянием гораздо большего количества опасных вулканов.

Однако одной новаторской разработки недостаточно. Для того чтобы провести всю необходимую работу с помощью таких рабочих лошадок, необходимо будет договориться с властями тех мест, где ожидается извержение.

Подробности ищите в статье, вышедшей в журнале Geophysical Research Letters, и на страничке проекта Макгонигла (там же есть видео).

Читайте также об игрушках-роботах для исследования Арктики и о проекте спасения альпинистов на Эвересте при помощи вертолёта-робота.



Первая летающая тарелка поступила в продажу

2 октября 2008

Человек впервые перелетел Ла-Манш на реактивных крыльях

26 сентября 2008

Американцы строят Ferrari с вертикальным взлётом

10 сентября 2008

Самый быстрый вертолёт впервые полетел

29 августа 2008

Солнечный Zephyr установил мировой рекорд

26 августа 2008