Обнаружены галактики в переходной стадии развития

Вид красной спиральной галактики сбоку (фото Galaxy Zoo Blog).

Две независимые группы учёных заявили о том, что отсняли суперкластер галактик, находящихся в промежуточной стадии развития между двумя известными науке типами.

Раньше астрофизики делили галактики на два типа: молодые спиральные с голубым свечением и более зрелые эллиптические окрашенные в красный цвет. Есть ещё и так называемые неправильные галактики, те, что не вписываются в общепринятые классификации.

Однако теперь уже никто не сомневается, что существуют и переходные формы галактик: красные спиральные.

Учёные считают, что жизнь галактик начинается в виде спиралей. Внутри рукавов межзвёздной пыли и газа формируются группы молодых горячих голубых звёзд. Взрослея, звёзды охлаждаются, приобретают красное свечение. Со временем новых звёзд образуется всё меньше и меньше, общий цвет галактики также становится красным. Рукава всё больше и больше «размываются», приобретая округлую форму, и, наконец, вся система начинает больше походить на эллипс.

На этих снимках изображены различные типы галактик (для сравнения показан переход спиральные – промежуточные –эллиптические). Данные наблюдений Galaxy Zoo вверху, STAGES — внизу (иллюстрация STAGES/HUBBLE/COMBO-17/SDSS).

Не так давно открытые галактики могут представлять собой переходное звено эволюции от голубых к красным. Отметим, что ранее астрономы также наблюдали красные спиральные системы, но то были лишь единичные представители, и учёные не были уверены, являются ли они лишь отдельными явлениями или всё же весьма распространены во Вселенной.

На этот раз было отснято целое сверхскопление (суперкластер) таких «переходных» галактик.

Об открытии отрапортовали сразу две интернациональные научные команды: проекты Galaxy Zoo (работает с изображениями, полученными исследователями из Sloan Digital Sky Survey) и STAGES (Space Telescope A901/902 Galaxy Evolution Survey), изучающий данные с телескопа Hubble.

Обе группы изучали так называемое сверхскопение A901/902 (Abell 901/902 supercluster) и очень удивились, когда обнаружили большое количество красных спиральных галактик. Каждая из команд внесла свои уточнения в общее открытие (читайте пресс-релиз Оксфорда).

Телескоп проекта Sloan Digital Sky Survey расположен в штате Нью-Мексико (фото The Sloan Digital Sky Survey).

«Мы не в состоянии пронаблюдать, как одна и та же галактика эволюционирует в течение миллионов лет. Всё, что может увидеть один учёный в течение своей жизни, это два различных типа галактик: начало жизни одних и конец других. Между тем нам необходимо установить связь между двумя этими состояниями более точно», — рассказывает Кристиан Вольф (Christian Wolf) из Оксфорда.

Астрофизики также отметили, что найденные галактики расположены в основном в «густонаселённых» районах близ других галактик. Кроме того, большинство из них имеют достаточно большие размеры, что, по всей видимости, значительно замедляет их переход от одной формы к другой. Формирование звёзд в них не закончилось, хотя и «скрыто» большим количеством межзвёздной пыли (изучение затруднено из-за того, что «просветить» пыль в красных галактиках можно лишь с помощью длинноволнового инфракрасного света).

Обе команды исследователей планируют детально рассказать обо всех сделанных открытиях в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society (препринты статей – на сайте arxiv.org: 1 и 2).

Читайте также о том, как с помощью данных проектов были открыты вселенский призрак и потоки из звёздных остатков вокруг нашей галактики.

А ещё мы рассказывали об одной из первых галактик во Вселенной, галактике без звёзд, без тёмной материи и спиральной галактике с обратными рукавами.

Доставлять грузы NASA на МКС будут частные фирмы