У москитов обнаружены брачные песни

Чтобы лучше разузнать брачные привычки москитов, учёным пришлось использовать булавки и суперклей (фото Cornell University).

Москиты, как и птицы, поют партнёрам «песни». Правда, не совсем обычные. Обнаружившие это учёные из университета Корнелла (Cornell University) тут же решили воспользоваться этим фактом для борьбы с переносимыми этими насекомыми заболеваниями.

Как и комаров, москитов выдаёт характерный писк. Ранее энтомологи считали, что звук крыльев этих насекомых не представляет для вида никакой особой ценности. Теперь же стало ясно, что москиты не только издают, но и слышат его.

Особи разного пола «поют» каждый в своём диапазоне. Более крупные самки взмахивают крыльями с частотой порядка 400 герц, самцы полегче — 600 герц. При этом оба пола при спаривании могут «подняться» до 1800-2000 герц. Человек на слух вряд ли различит какую-либо разницу, а вот специальная аппаратура вполне на это способна.

Проведённые эксперименты с москитами вида Aedes aegypti показали, что самки и самцы слышат друг друга на расстоянии порядка одного метра. Оговоримся, что для того чтобы определить это, учёным пришлось приклеить самцов к головкам булавок.

В момент приближения к понравившейся самке самец начинает петь свою «песню». Самка, заслышав кавалера, «пропевает» свой отрывок и слушает, сможет ли самец качественно воспроизвести услышанное. Если ему это не удаётся, то разочарованная партнёрша улетает, в противном случае происходит спаривание.

«Мы считаем, что данный показатель для самок и есть критерий отбора самцов», — рассказывает в пресс-релизе университета профессор Рональд Хой ( Ronald Hoy).

Здесь показана сонограмма писка самца и самки, которые, в конце концов, начинают звучать в унисон. Услышать, как спеваются москиты, можно в этом видео (иллюстрация Cornell University).

Известно, что Aedes aegypti переносят лихорадку денге и жёлтую лихорадку. Искусственно воздействуя на популяцию этих насекомых, учёные могли бы контролировать распространение и бороться с эпидемиями страшных болезней.

Правда, для этого энтомологам и эпидемиологам ещё придётся как следует попотеть, ведь у каждого вида москитов своя «песня» и переносимая болезнь. Кроме того, писк лабораторных приклеенных самцов москитов может отличаться от звука крыльев насекомых в дикой природе.

Если же и в свободном состоянии Aedes aegypti ведут себя так же, то у учёных появляется возможность снизить количество кровопийц.

Поясним: самка москита после спаривания теряет интерес к другим самцам. Соответственно, если партнёром такой переносчицы болезни станет стерильный самец, то потомства у них не будет. А значит, и остановить распространение болезни будет куда как проще.

Этот эксперимент можно было бы провести и ранее. Но тогда у энтомологов не было инструмента, который бы достоверно рассказывал об успешности спаривания. Теперь же исследователи без труда могут определить, будут ли бесплодные самцы москитов иметь успех у противоположного пола (не изменится ли их писк в связи с изменением плодовитости).

О результатах исследования энтомологи отчитались в журнале Science Express.

Читайте также о том, как специалисты решили лечить не людей, а самих комаров, как с популяцией вредоносных насекомых стали бороться с помощью бактерии вольбахии и разлагаемых вёдер.

У муравьёв обнаружена репродуктивная полиция