400-летняя карта Луны скорректировала историю

С этого рисунка (поперечником примерно 15 см) и следует вести отсчёт эры современной наблюдательной астрономии (фото Lord Egremont).

«Раскопки» старых документов свидетельствуют, что в анналах астрономии есть ещё непрояснённые и малоизвестные страницы. Восстановить справедливость призвал историк Аллан Чепмен (Allan Chapman) из Оксфордского университета (University of Oxford).

В энциклопедиях пишут, что первым использовал телескоп для наблюдения планет и других небесных тел знаменитый итальянский астроном Галилео Галилей.

Спору нет, значение исследований Галилео для развития науки колоссально. Но Чепмен установил, что настоящий невоспетый пионер — это Томас Гарриот (Thomas Harriot) — английский астроном, математик, этнограф и переводчик.

Портрет Томаса Гарриота 1602 года (изображение с сайта wikipedia.org).

Именно он выполнил первое наблюдение небесного тела при помощи телескопа за несколько месяцев до аналогичной работы Галилея! 26 июля 1609 года Томас изучал Луну при помощи телескопа (правильнее — зрительной трубы, ведь слово «телескоп» появилось позже, а тогда и вовсе говорили «голландская труба»), купленного незадолго до того, и выполнил первую карту нашего естественного спутника. На ней можно увидеть терминатор, а также моря Кризисов, Спокойствия и Изобилия.

Кстати, как известно, Галилео, к примеру, не мог купить телескоп и потому построил его сам.

А вот у Гарриота средства были (учёному покровительствовал Генри Перси (Henry Percy), девятый граф Нортумберленд) и хорошие условия для работы тоже. Но это нисколько не умаляет достижений британского исследователя.

C 1610 по 1613 год он создал несколько карт Селены со всё более увеличивающейся детализацией. Последние из них не были превзойдены по точности в течение нескольких десятилетий.

Карта полной Луны, составленная Гарриотом, с довольно точным отражением морей и кратеров (фото Lord Egremont).

Гарриот остался относительно неизвестным. В отличие от Галилея он не публиковал свои рисунки. Потому в нынешний год, названный Международным годом астрономии (в ознаменование 400-летия телескопа), астрономы всего мира чествуют в первую очередь итальянского философа. «Но и Гарриот не должен быть забыт!» — заявил по поводу работы Чепмена президент Королевского астрономического общества (Royal Astronomical Society) Энди Фабиан (Andy Fabian).

Узнайте также, кто на самом деле открыл кольца Урана.

Найдены метеориты с земной породой