Экспериментаторы изолировали людей в психической камере

Пережить превращение офисного потолка в пейзаж, оказывается, нелегко. Особенно в кромешной тьме, ведь часть опытов ставиласть и в таких условиях (фото с сайта robmoonen.nl).

Однажды врачи сделали Camera silens — неплохое средство для экспериментов над людьми. Оно позволяет лишить человека практически всех ощущений и изолировать его от любых связей с окружающим миром. Такой опыт крайне травматичен, поэтому от этих изысканий решили отказаться. Прошли десятилетия, и эту камеру вновь стали использовать в наши дни. Зачем?

Эта очень тихая, но жутковатая история началась в 1970 году. Два немецких психиатра — Ян Гросс (Jan Gross) и Петер Кемпе (Peter Kempe) решили провести небольшой, но очень важный эксперимент. Их проект был реализован на базе клиники в Эппендорфе (Universitätsklinikum Hamburg-Eppendorf) при университете Гамбурга (Universität Hamburg).

Эту разработку назвали Camera silens. Название можно перевести с латыни как «Беззвучная комната» или «Беззвучная камера». Она действительно «глухонемая»: звукопоглощающий материал на стенах, полу, потолке изолирует все звуки, которые могут доноситься в помещение снаружи.

Специальная форма выступов из звукопоглощающего материала позволяет им дополнительно гасить акустические колебания (фото с сайта ok-centrum.at).

Конфигурация поверхности представляет собой множество призм, которые максимально поглощают акустические колебания, которые могут возникнуть внутри. Из-за этого в комнате — так же, как и на радиостанциях или в студиях аудиозаписи — практически нет эха. Кричать здесь можно хоть изо всех сил, но это будет то же самое, что голосить в пустоту…

Гросс и Кемпе стали проводить эксперименты, помещая испытуемых (участвовали как больные, так и здоровые люди) внутрь этого помещения. Цель опытов — «исследование социальной изоляции и сенсорной депривации».

«Слабое место», вносящее непозволительное разнообразие в интерьер, — дверь. Однако она предусмотрительно размещена позади испытуемого (фото с сайта robmoonen.nl).

Чем дольше человек остаётся внутри такой комнаты, тем сильнее воздействие изоляции на его психику. Итогом очень долгого нахождения в таком помещении, как правило, становятся различные искажения восприятия, приводящие, в конечном счёте, к галлюцинациям и прочим малоприятным эффектам.

Редкий кадр: монтаж «Беззвучной камеры» перед открытием одной из выставок в 2004 году (фото с сайта inberlin.nl).

Более того, эти условия подрывают не только психологически, но и физически, ведь психологические нарушения «расстраивают» также и вегетативную систему. Теоретически, «Комната» — идеальное средство для пыток, не оставляющих следов…

В экспериментах Гросса и Кемпе ничего страшного, однако, не было — опыты были непродолжительными и могли быть прерваны в любой момент по желанию испытуемого. Тем не менее, резонанс, который вызвала в обществе «Бесшумная комната», оказался довольно шумным. После многочисленных дискуссий, в ходе которых обсуждались упомянутые выше побочные эффекты, в 1973 году эксперименты пришлось приостановить.

И вот, в 1994 году — спустя двадцать с лишним лет после прекращения проекта «Беззвучной камеры» — за него вновь него взялась ещё одна пара деятелей.

Разобраться в художественных концепциях немца Олафа Арндта (слева) и голландца Монена (справа) нелегко. Однако в «Беззвучной комнате» их идеи как будто бы дополнили друг друга, и всё стало на свои места (фото с сайтов ifg-ulm.de и on1.zkm.de).

На этот раз «Камерой» заинтересовались Олаф Арндт (Olaf Arndt) и Роб Монен (Rob Moonen) и сконструировали её заново. Зачем им это надо, и кто эти люди?

Олаф Арндт (родился в Германии в 1961 году) — художник. Он занимается современным искусством и особенно преуспел в жанре перформанса. В 1989 году вместе с группой единомышленников он даже создал целое творческое объединение под названием «Наблюдатель за операторами машин» (Beobachter der Bediener von Maschinen — BBM). Группа придумывает различные инсталляции и перформансы, главная тема которых — «Человеко-машинное общество».

Роб Монен (родился в 1958 году) живет и работает в Нидерландах. Занимается он примерно тем же, чем и Олаф — создаёт инсталляции, перформансы, которые, по словам Роба, «находятся в непосредственном взаимодействии со средой, в которой они созданы».

Несколько примитивная схема устройства Camera silens — и той, что была в 1970-х, и той, что существует теперь. Если хотите посмотреть на этот объект с разных сторон, то можете глянуть пару видеороликов: этот (файл MOV, 192 килобайта) и этот (файл MP4, 3,69 мегабайта) (иллюстрация с сайта medienkunstnetz.de).

Camera silens для них представляет интерес, но вовсе не медицинский и, пожалуй, даже не вполне художественный. В «Беззвучную камеру» может войти любой посетитель выставки и получить от этой инсталляции некий эстетический эффект. Однако она затрагивает множество не только искусствоведческих, но и социальных проблем.

Это изображение взято из документации к инсталляции Camera silens. И хотя изображение очень невнятное, эффект от него, согласитесь, весьма жуткий (иллюстрация с сайта medienkunstnetz.de).

Одна из них состоит в том, что абсолютная изоляция приводит к потере самоуправления, поэтому предоставляет возможность полного контроля над человеческим сознанием. В «Камере» окружающее пространство начинает доминировать над человеком. Внутри неё он перестаёт быть субъектом, способным действовать самостоятельно, превращаясь всего лишь в объект, которым можно манипулировать как угодно.

Возможность управления человеческим сознанием — это, безусловно, одна из актуальных проблем. Однако, как ни парадоксально, «Камера» даёт повод и для размышлений об одном положительном моменте.

Этот позитивный эффект связан защитой от сенсорной перенасыщенности нашего мира, в котором практически некуда деться от гнёта аудио- и видеоинформации. Прибежищем и оказывается «Беззвучная комната». Она становится не просто средством изоляции, но и выступает в роли «антихранилища» информации, местом, где человек может прислушаться к самому себе.

На различных выставках Арндт и Монен до сих пор периодически показывают свою «Беззвучную комнату». Превратиться из субъекта в объект может любой желающий (фото с сайта robmoonen.nl).

Но как, спасаясь от информационного потока, не впасть в безумие от полной изоляции? На этот вопрос художники, кстати, ответить не смогли. Да и возможен ли ответ?



Психологи уравняли болтливость женщин и мужчин

9 июля 2007

Испанцы в стрессе разнесли гостиницу кувалдами

6 июля 2007

Дети начинают лгать с пелёнок

2 июля 2007

Кибергеограф воспроизвёл городскую толпу

15 июня 2007

Религия положительно влияет на поведение детей

25 апреля 2007