Экспериментаторы изолировали людей в психической камере
Однажды врачи сделали Camera silens — неплохое средство для экспериментов над людьми. Оно позволяет лишить человека практически всех ощущений и изолировать его от любых связей с окружающим миром. Такой опыт крайне травматичен, поэтому от этих изысканий решили отказаться. Прошли десятилетия, и эту камеру вновь стали использовать в наши дни. Зачем?
Эта очень тихая, но жутковатая история началась в 1970 году. Два немецких психиатра — Ян Гросс (Jan Gross) и Петер Кемпе (Peter Kempe) решили провести небольшой, но очень важный эксперимент. Их проект был реализован на базе клиники в Эппендорфе (Universitätsklinikum Hamburg-Eppendorf) при университете Гамбурга (Universität Hamburg).
Эту разработку назвали Camera silens. Название можно перевести с латыни как «Беззвучная комната» или «Беззвучная камера». Она действительно «глухонемая»: звукопоглощающий материал на стенах, полу, потолке изолирует все звуки, которые могут доноситься в помещение снаружи.
Конфигурация поверхности представляет собой множество призм, которые максимально поглощают акустические колебания, которые могут возникнуть внутри. Из-за этого в комнате — так же, как и на радиостанциях или в студиях аудиозаписи — практически нет эха. Кричать здесь можно хоть изо всех сил, но это будет то же самое, что голосить в пустоту…
Гросс и Кемпе стали проводить эксперименты, помещая испытуемых (участвовали как больные, так и здоровые люди) внутрь этого помещения. Цель опытов — «исследование социальной изоляции и сенсорной депривации».
Чем дольше человек остаётся внутри такой комнаты, тем сильнее воздействие изоляции на его психику. Итогом очень долгого нахождения в таком помещении, как правило, становятся различные искажения восприятия, приводящие, в конечном счёте, к галлюцинациям и прочим малоприятным эффектам.
Более того, эти условия подрывают не только психологически, но и физически, ведь психологические нарушения «расстраивают» также и вегетативную систему. Теоретически, «Комната» — идеальное средство для пыток, не оставляющих следов…
В экспериментах Гросса и Кемпе ничего страшного, однако, не было — опыты были непродолжительными и могли быть прерваны в любой момент по желанию испытуемого. Тем не менее, резонанс, который вызвала в обществе «Бесшумная комната», оказался довольно шумным. После многочисленных дискуссий, в ходе которых обсуждались упомянутые выше побочные эффекты, в 1973 году эксперименты пришлось приостановить.
И вот, в 1994 году — спустя двадцать с лишним лет после прекращения проекта «Беззвучной камеры» — за него вновь него взялась ещё одна пара деятелей.
На этот раз «Камерой» заинтересовались Олаф Арндт (Olaf Arndt) и Роб Монен (Rob Moonen) и сконструировали её заново. Зачем им это надо, и кто эти люди?
Олаф Арндт (родился в Германии в 1961 году) — художник. Он занимается современным искусством и особенно преуспел в жанре перформанса. В 1989 году вместе с группой единомышленников он даже создал целое творческое объединение под названием «Наблюдатель за операторами машин» (Beobachter der Bediener von Maschinen — BBM). Группа придумывает различные инсталляции и перформансы, главная тема которых — «Человеко-машинное общество».
Роб Монен (родился в 1958 году) живет и работает в Нидерландах. Занимается он примерно тем же, чем и Олаф — создаёт инсталляции, перформансы, которые, по словам Роба, «находятся в непосредственном взаимодействии со средой, в которой они созданы».
Camera silens для них представляет интерес, но вовсе не медицинский и, пожалуй, даже не вполне художественный. В «Беззвучную камеру» может войти любой посетитель выставки и получить от этой инсталляции некий эстетический эффект. Однако она затрагивает множество не только искусствоведческих, но и социальных проблем.
Одна из них состоит в том, что абсолютная изоляция приводит к потере самоуправления, поэтому предоставляет возможность полного контроля над человеческим сознанием. В «Камере» окружающее пространство начинает доминировать над человеком. Внутри неё он перестаёт быть субъектом, способным действовать самостоятельно, превращаясь всего лишь в объект, которым можно манипулировать как угодно.
Возможность управления человеческим сознанием — это, безусловно, одна из актуальных проблем. Однако, как ни парадоксально, «Камера» даёт повод и для размышлений об одном положительном моменте.
Этот позитивный эффект связан защитой от сенсорной перенасыщенности нашего мира, в котором практически некуда деться от гнёта аудио- и видеоинформации. Прибежищем и оказывается «Беззвучная комната». Она становится не просто средством изоляции, но и выступает в роли «антихранилища» информации, местом, где человек может прислушаться к самому себе.
Но как, спасаясь от информационного потока, не впасть в безумие от полной изоляции? На этот вопрос художники, кстати, ответить не смогли. Да и возможен ли ответ?