Древние люди могли без труда раскусывать орехи

На этом снимке показана модель черепа A. africanus: чем ярче цвет определённого участка, тем большую нагрузку он испытывает (иллюстрация David Strait).

Люди, жившие в Африке около двух-трёх миллионов лет назад, имели настолько мощные челюсти и зубы, что могли раскрывать скорлупу орехов. Об этом свидетельствует исследование учёных из университета Нью-Йорка в Албани (State University of New York at Albany).

Дэвид Стрэйт (David Strait) и его коллеги из разных стран мира изучили череп Australopithecus africanus. Учёные давно пытались понять, зачем этому виду такие массивные челюсти и зубы. Выдвигались самые разные теории, которые могли объяснить этот факт.

Американские антропологи построили компьютерную модель черепа, чтобы проверить свои предположения. Для сравнения они также создали модель головы макака-крабоеда (Macaca fascicularis) и использовали новейшие технологии, которые позволили изучить реакцию объектов сложной формы на различные нагрузки.

Поначалу учёные опробовали на подопытных образцах «нормальные» укусы, имитирующие поедание мягких фруктов, затем исследователи переключились на «максимальные» варианты, моделировалась ситуация с раскусыванием орехов и семян.

Антропологи пришли к выводу, что жевать орехи, как и всю остальную пищу, A. africanus способен не был, но вполне мог себе позволить расколоть скорлупу ореха, выбросить её и съесть внутреннее более мягкое содержимое.

Зачем же человеку понадобилась такая способность? Стрэйт считает, что «орехи и семена растений шли в ход тогда, когда другая еда становилась недоступной». Вряд ли древние люди питались исключительно твёрдой пищей, скорее всего, растения были предпочтительнее, иногда в ход могло идти мясо (A. africanus жили там, где в большом количестве обитали антилопы).

Исследованный гоминид – не первый представитель рода человеческого, кому было присвоено звание «Щелкунчика» (первопроходец Paranthropus boisei). Однако дальнейшая эволюция приспособила челюсти и зубы людей под тот вид еды, который был доступен именно им.

Статья авторов опубликована в PNAS.

Кстати, в этом материале можно узнать несколько любопытных фактов об укусах, практикуемых современными жителями планеты.

Читайте также о том, как учёные определяли силу укуса большой белой акулы, мегалодона, тираннозавра и саблезубой кошки.

Исследование языков пролило свет на происхождение народов Океании