Российский и американский спутники впервые столкнулись в космосе

Система связи Iridium насчитывала 66 спутников. Компания намерена перераспределить функции между оставшимися, а позже – подключить в работу запасной, чтобы клиенты не испытывали проблемы со связью (иллюстрация с сайта bisque.com).

Один из спутников связи (№33) компании Iridium на большой скорости столкнулся с выведенным из эксплуатации российским спутником «Космос-2251». Катастрофа произошла в 780 километрах над просторами Сибири, сообщает NASA.

По информации американского космического агентства, риск столкновения обломков этих спутников с МКС или шаттлом (запуск которого намечен на конец февраля) — минимален. Тем не менее коллизия явно станет одной из самых примечательных в истории космической отрасли: специалисты говорят, что её масштаб и полученное облако осколков ещё предстоит в полной мере оценить в следующие несколько недель. Более 500 крупных фрагментов уже отслеживаются.

При этом остаётся неясной степень опасности данных обломков для других спутников, расположенных на высотах, сопоставимых с высотой точки столкновения (МКС, к счастью, находится существенно ниже — на высоте порядка 350 км). Особые опасения у специалистов вызывает судьба орбитального телескопа Hubble, уточняет The Houston Chronicle.

Интересно, что курсы спутников пересеклись под углом 90 градусов, так что осколки разлетелись довольно широко.

В этой связи нельзя не вспомнить китайский эксперимент по уничтожению спутника и его последствия. По информации Space.com, нынешний взрыв на орбите может стать самым худшим по количеству произведённых обломков.

Спутник Iridium был запущен в 1997 году, а российский «Космос» (также «связной») — в 1993-м. Массы аппаратов составляли 560 и 950 килограммов соответственно. Коллизию служба космического наблюдения США обнаружила после звонка из компании Iridium, сообщившей о неожиданной потере связи с одним из своих аппаратов. Одновременно радары зафиксировали появление большого количества новых объектов на низкой орбите — это были останки двух столкнувшихся спутников. Инцидент произошёл во вторник — но только теперь стали известны подробности.

Ранее изредка случались столкновения действующих спутников и мелкого космического мусора, разнообразных обломков от столкновений мёртвых спутников с верхними ступенями ракет-носителей и прочие похожие инциденты, умножающие осколки на орбите. Но, как сказал Николас Джонсон (Nicholas Johnson), главный специалист NASA по отслеживанию космического мусора, «это первый случай, когда два неповреждённых космических аппарата случайно врезались друг в друга». «Это был плохой день для них обоих», — добавил учёный.

Число цивилизаций в нашей галактике пересчитано заново