Только звуков на ладони нам ещё не хватало

Ультрасовременный калькулятор? Нет, лучше: музыкальный инструмент будущего, доступный уже сегодня. Не очень, правда, дёшево (фото Yamaha Corporation of Japan).

К этой дате Тосио Иваи подбирался с истинно партизанской осторожностью. Музыкальный инструмент XXI… нет, что там! — XXII века вот-вот должен был явиться, чтобы разнообразить наш тоскливый быт. Однако Тосио никак не хотел отдавать эту хрупкую вещь в неосторожные руки человечества — мало ли чего. Но вот оно свершилось — и все мы теперь даровитые музыканты. И композиторы, ага.

Как-то раз мы опубликовали большой обзор современных интерактивных музыкальных технологий. Часть статьи мы посвятили не то игре, не то музыкальному инструменту под названием "Электропланктон", созданным Тосио Иваи (Toshio Iwai) — японским медиа-художником.

Этот «Планктон», конечно, не единственное изобретение Тосио. У него есть и другие высокотехнологичные разработки, которые производят разные мелодичные звуки в ответ на определённые действия человека.

Одну из них — TENORI-ON — Тосио Иваи начал делать ещё в 2001 году.

Японцы безостановочно радуют мир своими ноу-хау и радуются сами. Чему же они рады на этот раз? Посмотрим. Полифонические возможности TENORI-ON позволяют проигрывать одновременно до 32 тонов, диапазон — 10 октав, работает инструмент через адаптер или от шести пальчиковых батареек, которых хватает на 5 часов. Весит всего 650 граммов. Действительно здорово (фото с сайта tenorion.exblog.jp).

Это интересная штуковина! По виду напоминает примитивную консольную видеоигру: это планшет с экраном, по которому бегают яркие огоньки. Однако звук, который издаёт устройство, убеждает в том, что перед нами нечто более серьёзное. Чего стоит одно только название, которое с японского обычно переводят как «звук на твоей ладони»!

Интерфейс TENORI-ON с самых первых моделей практически не изменился. Главная часть прибора — квадратный дисплей, состоящий из 256 кнопок-сенсоров со светодиодами внутри. Он служит устройством сразу и для ввода, и для вывода информации.

Тосио Иваи — пока единственный в мире TENORI-ON-маэстро (фото с сайта tenorion.exblog.jp).

Нажатие кнопок формирует своего рода светящийся сигнал, который может принимать разный вид. Например, это может быть одна или несколько постоянно горящих, гаснущих, мигающих кнопок, которые даже могут заставить включаться находящиеся рядом.

В зависимости от того, какие кнопки светятся, из встроенных в прибор динамиков можно слышать определённые звуки, составляющие «аудиокартину», которая соответствует картине на дисплее. Возникает вопрос: какие же TENORI-ON формирует звукоряд?

Установить разные звуковые картины (в этом приборе они называются слоями), подобрать тембр, назначить несложные спецэффекты (типа вибрации звука) можно с помощью кнопок, расположенных на раме (фото с сайта tenorion.exblog.jp).

Ведь обычное исполнение музыки подразумевает «линейный», «одномерный» порядок нот, когда они идут просто друг за другом. А здесь явно не одно, а два измерения: как-никак квадрат — двумерная фигура.

Самый простой способ использования второго измерения может быть, скажем, таким. Например, в горизонтальном направлении слева направо тон может быть выше. А направление «от себя» может отвечать за увеличение длительности звука. Если нажать в каком-нибудь порядке кнопки, то TENORI-ON начнёт циклически проигрывать соответствующие им звуки.

Кстати, больше всего данный музыкальный инструмент (а что? — имеет полное право так называться) интересен именно как аппарат, циклически повторяющий музыку. Соответственно, не трудно догадаться, что главным потребителем продукта должны стать диджеи, — по крайней мере, это всерьёз ожидается. Хотя так диджеем каждый может стать…

Вот так теперь выглядит музыка. Посмотреть и послушать ролики с другими произведениями можно здесь: a, b, c, d (видео garykibler/youtube.com).

Однако циклическое проигрывание — это один из возможных режимов. Звуки можно извлекать и по одному. Кроме того, экран может по-разному реагировать на прикосновения — он может запоминать прикосновения (которое выражается во времени свечения кнопки) на разное время. Следы от касания могут «расплываться» как круги на воде, порождая гамму разных звуков. Звуки можно и рисовать. Ещё TENORI-ON может выдавать сигналы в произвольном порядке.

Можно задать ноты для 16 звуковых «картин» на дисплее, а потом наложить их друг на друга, получив полифоничное звучание. К тому же кнопкам TENORI-ON может «привязать» к кнопкам тембры 253 звуков, 14 из которых имитируют барабанную секцию.

Особенно привлекательно, что огоньки в определённых режимах могут двигаться и вызывать звуки, например, при приближении друг к другу на некоторое расстояние.

Разработкой с самого начала заинтересовались в небезызвестной корпорации Yamaha, славящейся не только мотоциклами, но и музыкальными инструментами. На протяжении нескольких лет разработка TENORI-ON велась при поддержке этой компании. И фирма, и Тосио были заинтересованы в том, чтобы довести инструмент до задуманного уровня технического совершенства.

В связи с этим всё это время если TENORI-ON и демонстрировался на каких-нибудь конкурсах, то только в качестве прототипа. Но, в конце концов, 4 сентября был дан старт официальной розничной продаже прибора. Пока что он продаётся только в Великобритании и стоит 599 фунтов стерлингов — порядка $1,2 тысячи.

На стадии разработки TENORI-ON выглядел как-то страдальчески… (фото с сайта tenorion.exblog.jp).

Как дружно сообщают и изобретатель, и производитель, благодаря TENORI-ON музицировать и прямо сходу сочинять может кто угодно, так как интерфейс прибора простой и интуитивный. Оно и понятно: все мы любим и умеем жать кнопки. Особенно на блендерах (шутка).

Есть на свете любители слушать в аудиозаписи диджейские сеты. Кто-то считает такие предпочтения странными, кто-то нет. Если вы не считаете, то можете скачать кое-какие миксы, сделанные с помощью TENORI-ON профессиональными музыкантами Джимом О’Рурком (Jim O’Rourke), Уве Шмидтом (Uwe chmidt) и Робертом Липпоком (Robert Lippok), на этой страничке. Вот что творят профессионалы.

Так выглядят партитуры для оркестра двадцать второго века. Или пока ещё двадцать первого? (фото с сайта tenorion.exblog.jp).

Кстати, интересный момент. Свет лампочек виден также сзади прибора — чтобы окружающие могли наблюдать то же, что видит диджей. Однако сенсоров на обратной стороне нет.

А если бы были? Тогда исполнитель мог бы делать музыку, так сказать, вдвое полифоничнее. А если перемещающиеся огоньки одной стороны могли бы взаимодействовать с огоньками другой, то один музыкант превратился бы сразу в целый диджей-оркестр! Пока что господин Иваи со своей «Ямахой» до этого не додумался, но мы, конечно, дарим ему эту идею.

У TENORI-ON есть разъём для соединения двух приборов для игры дуэтом. У инструмента имеется MIDI-выход для передачи звука на внешнее устройство (фото с сайта tenorion.exblog.jp).

Итак, что же у нас есть для нормальной дискотеки двадцать второго века? В качестве микшерского пульта и «источника» музыки — TENORI-ON. Вместо светомузыки — переключающиеся шары. «Функции» go-go на себя, очевидно, возьмёт полуживая стена. Место самого диджея, того и гляди, займёт какой-нибудь красномордый.

А кто же там будет танцевать? Мы, люди? Не-а… Жёлтые снеговики — вот кто. О ужас!..



Пианино на стене можно бить чем угодно

17 июля 2007

Кислоты и белки играют геном на фортепьяно

8 мая 2007

Береговой орган добывает морской саундтрек

2 мая 2007

Плоский Буратино импровизирует на барабане и исправляет людей

5 октября 2006

Бесструнные арфы играют мелодии лазерными лучами

29 сентября 2006