Потоки воды на Марсе существовали всего миллион лет назад

Все подробности проведённого исследования станут известны после публикации статьи авторов в журнале Geology (иллюстрация с сайта bbc.co.uk).

Астрономы из университета Брауна (Brown University) исследовали древние овраги на поверхности Красной планеты и, подсчитав их примерный возраст, пришли к выводу, что жидкая вода существовала на Красной планете гораздо дольше, чем предполагалось ранее.

Сэмюэл Шон (Samuel Schon) и его коллеги изучали фотографии, полученные спутником Mars Reconnaissance Orbiter (MRO). В области, которая находится чуть южнее марсианского экватора, они обнаружили изолированную систему оврагов, которые сходились в одну «реку» и кончались сухой дельтой.

Учёные предположили, что такой узор на поверхности планеты оставила вода.

Система оврагов находится на территории Земли Прометея (Promethei Terra) (фото NASA/JPL/University of Arizona).

Ранее считалось, что жидкая вода на Марсе присутствовала около двух миллиардов лет назад и когда-то на Красной планете даже шли дожди. Также есть данные о существовании незначительного количества воды и в наши дни. Но последнее исследование показало, что вода присутствовала на планете и гораздо позже – не более чем 1,25 миллиона лет назад.

Чтобы определить возраст оврагов (которые вообще-то считаются новообразованиями планеты), астрономы подсчитали примерное количество кратеров на их поверхности и сравнили с испещрённой кратерами областью, расположенной в 80 километрах от сухой дельты.

Так как падения инородных тел на поверхность планеты происходят с определённой регулярностью, о возрасте того или иного объекта можно судить по количеству кратеров (чем их меньше, тем моложе участок).

Конечно же, учёные понимают, что данный метод исчисления не самый точный, и всё же некоторые прикидки сделать можно. В результате были получены цифры, которые оказались значительно меньше выдвигаемых ранее.

Издалека сухая дельта выглядит как единое целое. Однако учёные рассмотрели её как следует и выяснили, что состоит она из четырёх областей.

Скорее всего, вода переносила грунт вдоль отвесных склонов в четыре этапа (разделённых во времени), образуя так называемый аллювиальный веер.

Шон и его коллеги показали, что в системе водостоков и аллювиальных отложений различимы четыре отдельные области (фото Brown University и NASA/JPL/University of Arizona).

Возможно, эти овраги указывают на место, где присутствовали самые поздние потоки воды на планете. Кроме того, их наличие добавляет аргументов гипотезе о том, что когда-то Марс пережил ледниковый период. Лёд из полярных областей планеты перемещался к экватору, где и сохранялся в течение некоторого времени.

Затем он мог растаять (не сразу, а, как уже говорилось, этапами), что привело к образованию небольших потоков, размывших грунт планеты. Возможно также, что лёд сублимировался (перешёл из твёрдого в газообразное состояние), тогда потоки могли образовать выходящие на поверхность планеты грунтовые воды.

Но что бы ни стало их источником, в наличии жидкой воды, а также в данных о возрасте оврагов вряд ли стоит сомневаться.

«Мы считаем, что вода присутствовала на Марсе не так давно. И наше исследование почти доказывает этот факт», – подводит итог в пресс-релизе университета профессор Джеймс Хэд (James Head III).

Портрет экзопланеты найден на 11-летнем снимке с Hubble