Съезжающая крыша освещает жизнь дома без окон

Этот частный домик не особенно впечатляет снаружи, но почему-то тысячи и тысячи людей уже побывали здесь за те немногие дни, когда хозяева коттеджа открывали его для всех желающих (фото с сайта treehugger.com).

Что можно построить на маленьком участке земли неправильной формы, ограниченном заборами и стенами соседних строений? А если вам ещё и запрещают ставить тут дом выше одного этажа? И, вдобавок, если вы ограничены в средствах? Хорошенько подумав, можно ответить — очень даже уютное жилище.

Это интересное строение известно как «Дом в Пекхэме» (Peckham House), одном из старых районов Лондона. Хотя построен он был в 2005-м, в этом году появился повод вспомнить о нём. Этот дом стал участником ежегодного фестиваля архитектуры Open House London.

Фестиваль призван познакомить всех желающих с самыми любопытными образцами лондонской архитектуры, как старыми, так и новейшими, для чего каждый сентябрь порядка 600 лондонских домов открывают свои двери для широкой публики ровно на 48 часов.

В этом году, среди прочих интересных мест, лондонцы и гости британской столицы могли пройтись по комнатам Peckham House. Пройдёмся и мы да посмотрим, за что это небольшое строение успело получить признание.

На этой схеме видно, что Peckham House пришлось вписывать в небольшой участок, напоминающий по форме песочные часы. На верхнем кадре представлен вид с улицы. На нижнем — вид со стороны примыкающего парка. По бокам видны два старинных особняка (один из них — с пристроенным гаражом), которые не позволили сделать в этом доме традиционные окна (кадры с сайта peckhamhouse.com).

Владельцы дома — Монти Рэйвенскрофт (Monty Ravenscroft) и его жена Клэр Лое (Clare Loewe). В течение многих лет Монти мечтал о собственном доме в Лондоне, но его профессия актёра не приносила достаточного дохода. Уже покупка одного только участка для строительства коттеджа требовала немалых средств.

Тогда Рэйвенскрофт подумал о поиске земли, на которую мало кто захочет и взглянуть. "Если бы мы отыскали участок, дом на котором не имел бы, к примеру, окон, то этот вариант, вероятно, мы могли бы себе позволить ", — поясняет Монти.

На поиски желаемого ушло 5 лет. Наконец, Рэйвенскрофт купил землю на аукционе. Описание лота гласило примерно следующее: «Участок дерьмовой земли с мусором на нём».

Отдавали недорого. И понятно почему: мало того, что участок был крошечный и неправильной формы, так ещё и с двух сторон его ограничивали высокие стены пары вилл XIX века, спереди, понятно, улица (а там – высокий дом напротив), а сзади – стена парка. Тем не менее, Монти решил – это то, что нужно.

Участок перед строительством. На этом захламлённом пятачке Монти и Клэр (на снимке) и предстояло построить свой Home, Sweet Home (фотографии с сайта peckhamhouse.com).

Но ещё два с половиной года ушло на то, чтобы добиться от местных чиновников разрешения на строительство. Отец Рэйвенскрофта тем временем заложил свой дом, чтобы Монти смог получить ссуду в банке.

Даже после получения денег неприятности не закончились. Оказалось, что Рэйвенскрофт не может построить в данном месте тот коттедж, какой захочет. Ведь Пекхэм — своего рода заповедник архитектуры прошлого, так что здесь нельзя было возводить что-то слишком высокое и сверхсовременное. Надо было вписаться в окружение, а именно — ограничиться одноэтажным фасадом.

Peckham House со стороны улицы. Выглядит как ещё один гараж. На врезке: во время нынешнего фестиваля Open House London посетители, желающие побывать в Peckham House, отстаивали в очереди по полтора часа (фотографии с сайта peckhamhouse.com).

Получалось, что новый дом Рэйвенскрофта не мог располагать нормальными окнами: ни со стороны фасада, ни с трёх других сторон смотреть там было особо не на что (не будешь же делать окно с видом на кирпичную стену). Но Монти это не обескуражило.

Общий дизайн и планирование Peckham House выполнил знакомый Монти – архитектор Ричард Пакстон и его компания Richard Paxton Architects. На пару с Монти они нашли выход из положения. Если нельзя делать окна в стороны, значит — можно сделать окно, смотрящее в зенит.

Так и поступили. Главную комнату в доме – гостиную — снабдили большой стеклянной крышей, да ещё и сдвижной. В хорошую погоду она наполняет гостиную естественным светом, делая её похожей на атриум в древнеримском доме. По словам Клэр, это удивительным образом меняет атмосферу в жилище (к тому же — небеса всегда разные).

Главная изюминка дома — гостиная, наполненная естественным светом (фотографии с сайта peckhamhouse.com).

Закрывается и открывается стеклянная крыша при помощи электропривода. Причём тут имеется датчик дождя, так что интерьер не намокнет, даже если хозяева оставят дом с открытой крышей – с первыми каплями она закроется сама.

Площадь Peckham House невелика, но пространство в нём используется очень рационально. Кухня разместилась в углу гостиной. В одной из стен здесь выполнены многочисленные выдвижные ящики, куда прячется вся утварь, посудомоечная машина и куча прочих вещей.

Вторая интересная «придумка», после крыши-окна, это пара спален-мезонинов (одна – детская, вторая – для гостей). Эти полуэтажи-стручки совсем немного возвышаются над домом, чтобы подставить лучам солнца только свои наклонные окна. При этом и ограничение на высоту коттеджа не было превышено, и получилось дополнительное обитаемое пространство.

Ближний к улице стручок-полуэтаж во время строительства и после. Из короткого прохода между основными комнатами сюда ведёт довольно крутая лестница (фотографии с сайта peckhamhouse.com).

В задней части здания Пакстон разместил основную спальню. Здесь тоже можно найти немало оригинальных решений.

Например, туалет, не имеющий стен. Его раковина, унитаз и душ (с решёткой для слива воды) просто занимают уголок спальни.

Забавно, что сортир этот ещё и имеет окно, открывающееся в гостиную. Стекло тут необычное, а электрохромное. Оно может быть полностью прозрачным. Но при нажатии кнопки на пульте (либо включении света в туалете) оно со стороны главной комнаты становится мутным, полупрозрачным, а со стороны туалета – превращается в зеркало.

Туалет и душ. Вид из спальни (окно между туалетом и гостиной в данный момент включено на зеркальное отражение). Вид из гостиной (окно в туалет прозрачно) (фото с сайта peckhamhouse.com и кадр с сайта channel4.com).

С другой стороны спальня ограничена стеклянной сдвижной стеной, открывающейся в крошечный садик на заднем дворе.

Благодаря разумному использованию внутреннего пространства дома создатели Peckham House сумели оставить за ним небольшое открытое пространство.

Спальня в задней части дома (сдвижная стена открывает доступ в мини-сад). Над спальней — второй (задний) стручок-мезонин (фотографии с сайта peckhamhouse.com и кадр с сайта channel4.com).

В передней части дома, вместо какой-нибудь прихожей, в Peckham House сделали маленькую танцевальную студию. Это почти пустая комната с прекрасным полом из платана, срубленного здесь же на участке. Потолок расписан фресками в стиле барокко. А та стена, что является фасадом домика, выполнена по большей части из полупрозрачного стекла, прикрытого ещё и плющом. Это даёт сочетание приватности и возможности освещения студии естественным образом.

Маленькая танцевальная студия (фотографии с сайта peckhamhouse.com).

В этой комнате Лое даёт уроки аргентинского танго. Когда-то она обучалась танцам в Буэнос-Айресе, как она пишет, у лучших мастеров нашего времени. А теперь это её маленький бизнес.

Работать там же, где живешь, очень удобно. Особенно если ты сидишь дома с ребёнком. Когда дом был построен, Флинту (Flint) исполнился всего месяц. «Любопытно, когда он вырастет и придёт в гости к друзьям, будет ли он искать ванную под кроватью?» – смеётся Клэр.

Да, мы ещё не рассказали вам про ванную. Она спрятана под двуспальной кроватью Клэр и Монти. Если кто-то хочет принять ванну, кровать сдвигают в сторону по специальным рельсам.

Ванная под кроватью (фото с сайта peckhamhouse.com).

Монти поясняет, что большую часть времени люди довольствуются душем, а потому ванная в основном простаивает, занимая ценную (для столь небольшого дома) площадь. Потому ванная в Peckham House, когда она не нужна, просто исчезает.

Дом Рэйвенскрофта попал в программу Grand Designs Channel 4 и по результатам голосования зрителей стал одним из самых популярных лондонских зданий.

Люди оценили решимость и изобретательность семьи Монти, и, разумеется, находчивость Ричарда Пакстона, которые позволили возвести на узком и неудобном участке комфортный дом, да ещё и в рамках очень «тесного» бюджета.

Ещё несколько деталей необычного дома: светящийся душ, стена кухни с выдвижными секциями, ещё один рукомойник, приютившийся под какой-то из лестниц, с раковиной в выдвижном ящике (опять-таки, для экономии места) (фотографии с сайта peckhamhouse.com).

Хотя при создании Peckham House использовалось немало готовых или специально заказанных изделий нескольких фирм (та же автоматическая крыша, например), возводили коттедж сам Монти, Клэр и их друзья.

А всего особнячок со съезжающей крышей обошёлся Рэйвенскрофту в 170 тысяч фунтов ($345 тысяч), из которых 40 тысяч фунтов ушло на покупку участка земли, остальное — на строительство и обустройство дома, и маленького садика за ним. По меркам Лондона — совсем немного.

«Если торчать перед телевизором, счастья не найдёшь. Счастье — это то, насколько вы сами можете изменить мир, и насколько вы способны вдохновить людей сделать что-то особенное», — говорит Монти.



В Персидском заливе вырос новый искусственный остров

25 сентября 2007

Лунный свет выключит уличные фонари

21 сентября 2007

Старейший туннель под рекой соединил три века Лондона

20 сентября 2007

Башня «Россия» станет самым высоким зданием в Европе

20 сентября 2007

Burj Dubai стал самым высоким самостоятельным сооружением планеты

18 сентября 2007