Насекомые нашли применение мёртвым сородичам

Осы не только откладывают в тела тлей яйца, но и впрыскивают токсины. Мы сообщали о смертоносных свойствах этого яда (фото Nigel Cattlin/Visuals Unlimited).

Колонии тли страдают от ос-паразитов – хищники откладывают яйца в тела личинок, что приводит к гибели последних. И оказалось, что живые особи не сторонятся мёртвых и «заражённых» осами товарищей, а напротив, живут бок о бок с мумифицирующимися трупами и плодят потомство. Почему так происходит?

Это попытались выяснить французские учёные из агрономического института Agrocampus Ouest.

Им уже было известно, что тли быстро размножаются и производят либо крылатое, либо бескрылое потомство. Исследователи думали, что под угрозой нападения ос-паразитов тли «сделают ставку» на крылатых детишек, чтобы вся колония могла поскорее эмигрировать в более безопасное место.

Выяснилось, однако, что рождающееся «под давлением» хищников потомство крыльев не имеет. И это напрямую связано с убитыми насекомыми.

«Мы заметили, что осы-паразиты, как правило, обходят стороной растения, на которых есть трупы, но обращают пристальное внимание на те, где „мумии“ отсутствуют, — рассказал один из авторов работы Янник Утреман (Yannick Outreman). — Мы предполагаем, что паразиты, завидев мёртвых тлей, считают растения оккупированными другими осами и отправляются на дальнейшие поиски».

Что же касается тлей, то они, по-видимому, специально выставляют напоказ хищникам убитых и поверженных сородичей, «кучкуются» вокруг них и чувствуют себя в большей безопасности. По подсчётам Утремана, тли, живущие с трупами, подвергаются нападениям на 30% реже.

Так что это не что иное, как тактический приём хитроумных тлей. О не менее любопытной линии их поведения читайте в нашем материале. Ну а статья французских исследователей опубликована в журнале Behavioral Ecology.

В стратосфере открыта новая жизнь