Рыбы научились считать до четырёх

Гамбузия относится к семейству пецилиевых отряда карпозубообразных. Она причислена к аквариумным, но не пользуется успехом из-за своей неприметной внешности. Может, ей принесёт популярность математический талант? (фото Christian Agrillo)

Ответ на вопрос «могут ли рыбы считать?» уже не первый год ищут итальянские исследователи Кристиан Агрилльо (Christian Agrillo) и трое его коллег из университета Падуи (Università degli Studi di Padova). Объектом их изучения является небольшая рыбка гамбузия (Gambusia holbrooki), и учёные чем дальше, тем больше убеждаются в том, что рудиментарные математические способности у неё есть.

Летом прошлого года Агрилльо со товарищи опубликовали статью в журнале Animal Cognition. Они сообщили, что самке гамбузии в случае опасности свойственно присоединяться к группе сородичей, причём из нескольких «коллективов» рыбка всегда безошибочно выбирает наиболее многочисленный.

Как оказалось, Gambusia holbrooki отличает одного «товарища» от двоих, двойку от тройки и тройку от четвёрки. Но вот дальше с математикой у гамбузии начинаются проблемы: 4 против 5 или больше — ей не по зубам. Дальнейшие различия численности рыба определяет только при соотношении 1:2 (4 vs. 8, 8 vs. 16 и так далее).

В связи с этим итальянские учёные предположили, что за подсчёт у гамбузии отвечают два отдельных «механизма»: один позволяет считать до четырёх, а другой – сравнивать числа покрупнее.

Группа Агрилльо продолжила свои исследования, и их новым результатом стала статья, на днях опубликованная в свободном доступе в журнале PLoS ONE.

На сей раз вывод такой: рыбка может научиться отличать два объекта от трёх, причём объекты эти – не её сородичи, а геометрические фигуры различных размеров, форм, яркости, по-разному расположенные друг над/под другом и так далее.

В одном из опытов каждую гамбузию поместили в резервуар, в двух противоположных углах которого находились закрытые дверки. Над одной из них было изображение двух объектов, над другой – трёх.

В американской школе для рыбок до такого пока не додумались, зато в Аргентине для аквариумных обитателей придумали социальную сеть (иллюстрации Christian Agrillo).

Для начала рыбка прошла 10-дневную подготовку: по шесть раз в сутки ей (поначалу со вкусным вознаграждением, а потом и без награды) показывали, что открыв (точнее – отжав) дверку, обозначенную тремя предметами, она попадёт к сородичам. Дверца с «двойкой» была заблокирована.

В итоге десяток гамбузий выпустили в большой резервуар, поделённый на отсеки, также соединённые дверками с двумя или тремя символами. В большинстве случаев рыбы правильно выбирали «тройку», что и позволило учёным сделать приведённый выше вывод.

При взгляде на этот резервуар вспоминается фильм Cube (фото Christian Agrillo).

Вообще надо сказать, что в университете Падуи математические способности ищут не только у рыб. Совсем недавно коллеги Агрилльо обнаружили арифметические «познания» у новорождённых цыплят.

У новорождённых цыплят обнаружены математические способности