Интернет-укрытие в пустыне накормит и напоит нелегальных мигрантов
Сотни тысяч искателей лучшей жизни незаконно пересекают границу между Мексикой и США каждый год. Сотни при этом гибнут во враждебной человеку местности. Это постоянное движение мексиканских беженцев привлекает внимание не только властей, но и художников. Последних интересует не политика, а человеческая, эмоциональная составляющая этого явления, мотивация людей, бросающихся на преодоление границы через пустыню.
Немало американцев желает помочь тем беднягам, которые предпринимают такой поход. Достаточно вспомнить туннель под стеклянной стеной и специальную обувь для незаконных мигрантов.
А теперь нью-йоркский художник Роберт Рансик (Robert Ransick) предложил своё решение проблемы. Вернее, не решение (экономические и политические причины миграции остались за скобками), а практическую помощь. Он предложил ставить в пустынях на границе двух стран миниатюрные убежища для путников, снабжённые электричеством, запасами еды, питья и даже — Интернетом.
Первый такой домик, как рабочий прототип, призванный показать идею в действии, Рансик намерен вскоре поставить в пустыне Сонора (на частной земле). Называется это строение Casa Segura, а по-русски – «Безопасный дом», «Убежище» или даже, если хотите, «Конспиративная квартира».
Над этим проектом Рансик работал как временный сотрудник техно-арт центра Eyebeam, а помогали ему архитекторы Паола Сангвинетти (Paola Sanguinetti) и Блейк Гоубл (Blake Goble), а также художник Райан Моран (Ryan Moran).
Этот крошечный домик, скорее — будка, снабжён солнечными батареями. Внутри беженец может найти запас воды, еды, аптечку с минимальным набором средств первой помощи, а ещё — контактный экран с выходом в Интернет (интерфейс на двух языках — английском и испанском).
Роберт полагает, что такие частные «маяки в пустыне» могут спасти много жизней. На вопрос «А не является ли такая помощь нелегальным мигрантам незаконной?» художник отвечает — «Гуманитарная помощь не может быть преступной».
Но зачем в этом укрытии Интернет? Рансик считает свой проект не только средством помощи беженцам, но и способом коммуникации культур, средством налаживания взаимопонимания.
Именно потому интернет-соединение предлагает случайному гостю Casa Segura зайти на одноимённый сайт проекта (также работающий на двух языках) и написать что-нибудь о себе и о своём рискованном путешествии.
Рассказывать не обязательно словами. На сайте проекта есть система создания рисунков из набора базовых пиктограмм, в стиле традиционных мексиканских «рисунков по обету» (ex-voto painting), в которых люди рассказывают (вообще-то, по идее, — Богу) об опасных и угрожающих событиях, с ними приключившихся.
Иконки нарисованы Робертом и мексиканскими художниками Альберто Моракисом (Alberto Morackis) и Гуадалупе Серрано (Guadalupe Serrano) из организации Yonke Arte Público. Причём символы сделаны на базе известных по всей Мексике карточек для популярной там игры Lotería, — это нечто вроде лото.
Иконки изображают известных и уважаемых персонажей мексиканской истории, культуры и религии (видимо, с характерами которых отождествляют себя пишущие таким «письмом» или к которым хотят «обратиться за помощью» отчаявшиеся беглецы). К примеру, символ Adelita ассоциируется у мексиканцев с женщиной, обладающей твёрдым и решительным характером. Есть в интерфейсе и ряд других символов — это виртуальные свечи, которые можно «зажечь» в честь того или иного святого и помолиться ему. Кроме того, в рисунке можно просто что-нибудь написать.
Ещё на сайте проекта автор укрытия ведёт блог, посвящённый событиям на границе. Например, с тревогой пишет о росте числа смертельных случаев при её переходе — на 29% за последний год.
Роберт говорит: «Casa Segura не обещает, что решит комплекс проблем, связанных с границей. Но вместо этого стремится обеспечить новые возможности для диалога и творческого обмена». При этом он отмечает, что в США есть как те, кто желает помочь беженцам, так и те, кто за жёсткое пресечение миграции со стороны южного соседа. И если первые будут приветствовать появление многочисленных Casa Segura в пустыне, вторые захотят разрушить их. «Вы готовы к этому?» — спрашивает художник своих соотечественников.
Сам же он предпринял некоторые меры безопасности. Так, первый Casa Segura, собранный Рансиком, будет установлен в частных владениях, причём точное место дислокации убежища нигде не будет отмечено и указано. Мол, если случайный путник наткнётся на него — так тому и быть. А вот недоброжелатели, намеренные специально разыскать этот домик, чтобы уничтожить его, вынуждены будут обыскивать огромную территорию.
Рансик надеется, что его примеру последуют другие американцы, и подобные домики будут чаще появляться в пустынях на юге США. Художник далёк от того, чтобы вступать в политические или социальные споры о самом явлении незаконной иммиграции. Ему просто жалко людей.
В ходе работы над Casa Segura Роберт побывал в одном из пунктов в Мексике, который популярен у мигрантов как отправная точка для путешествия на север.
«Каждые несколько минут подъезжает фургон, набитый беженцами, — делится впечатлениями Рансик. — Когда вы смотрите в лица этих людей, которых обычно видите только на фотографиях в Сети, и наблюдаете, как беженцы, словно скот, выгружаются из грузовиков и бредут в пустыню, чтобы идти в течение многих дней с малыми запасами воды и еды, вы не можете помогать им одним только сочувствием. Вы понимаете: что-то должно измениться, и это не должно быть оружием, или стенами, или ненавистью».
-
Такая помощь только усугубит движение мигрантов. Как демонстрация роскоши в туалете усугубляет зависть тех, кто эти туалеты моет.ОтветитьНравится