Найдена ещё одна граница космоса

У космоса много условных границ. Скажем, вот ещё одна: при возвращении шаттла на Землю он уже на высоте 122 км переключает управление с ракетных движков на аэродинамические рули. Но в новой работе этот факт не сыграл ровным счётом никакой роли, она о другом (фото с сайта sbszoo.com).

Где заканчивается земная атмосфера и начинается космическое пространство? Единого определения нет, поскольку можно руководствоваться разными параметрами для оценки. Свою толику в эту сумятицу внесли исследователи из университета Калгари (University of Calgary), которые совместно с американскими учёными экспериментально нашли и обосновали ещё один, неизвестный ранее «край космоса».

Немножко предыстории. «Официальная» граница между атмосферой и космосом — линия Кармана (Karman line) — это 100 километров высоты. Выбрана она не из-за круглого значения. На этой высоте плотность воздуха уже столь мала, что аппарат, поддерживаемый аэродинамическими силами, должен лететь с первой космической скоростью, чтобы не упасть. А поскольку он в таком случае не упадёт и без крыльев, получается, что тут проходит «водораздел» между аэронавтикой и астронавтикой (принятый FAI), а значит — между атмосферой и космосом. Хотя воздушная оболочка планеты, понятно, на 100 км не обрывается.

Геофизики назовут с ходу ещё несколько слоёв и «границ», определяемых состоянием вещества в самых верхних «этажах» атмосферы. А, к примеру, в США, чтобы считаться состоявшимся астронавтом, нужно побывать на высоте более 80 километров (скорость при этом значения не имеет), мы рассказывали об этом в материале об одной из компаний-пионеров космического туризма.

Канадцы же подошли к проблеме с другой стороны. Они решили выяснить, где проходит раздел между относительно слабыми ветрами земной атмосферы и космическими потоками заряженных частиц, несущихся со скоростями до 1000 км/ч.

Чтобы найти этот порог, канадцы создали специальный прибор Supra-Thermal Ion Imager, который был отправлен к границе космоса в 2007 году на борту геофизической ракеты NASA JOULE-II, прыгнувшей на 200 км вверх. На создание прибора, кстати, Канадское космическое агентство (Canadian Space Agency) потратило $422 тысячи, уточняется в пресс-релизе университета.

На днях, после тщательного анализа всех данных, группа учёных из Канады и США в своей статье в Journal of Geophysical Research опубликовала итоги эксперимента с Supra-Thermal Ion Imager, рассказывающие о поведении «межпланетной погоды» в промежуточной зоне между атмосферой и космосом.

Для нас же в том исследовании важна одна цифра — 118 километров. Именно там проходит край космоса, если руководствоваться критерием появления космического ветра.

Один из авторов работы, Дэвид Надсен (David Knudsen) из Калгари, говорит: «Эти данные позволяют нам рассчитать энергетические потоки в земной атмосфере, что в конечном счёте может помочь нам понять взаимосвязь между космосом и окружающей средой. Это может привести к более глубокому пониманию взаимосвязи между солнечными пятнами и переменами в земном климате, а также того, как космическая погода влияет на спутники связи, навигации и энергетические системы».

Соискатели X PRIZE впервые посадят цветы на Луне