Неандертальцев поделили на несколько подгрупп

Подтвердить новые данные сможет исследование культурных и физических особенностей различных подгрупп (иллюстрация NASA/JPL-Caltech).

Группа генетиков из Средиземноморского университета (Université de la Méditerranée) проанализировала ДНК 12 останков Homo neanderthalensis и, построив несколько моделей, пришла к выводу, что когда-то неандертальцы существенно различались между собой.

По данным учёных, этих людей (проживавших на планете от 30 до 130 тысяч лет назад) можно разделить на три, а то и на четыре подгруппы.

Компьютерный анализ генетических данных неандертальцев показал, что в Западной Европе, на юге (близ Средиземного моря), и в Восточной Европе вместе с Ближним Востоком проживали три отличные группы Homo neanderthalensis (четвёртая возможная находилась в Западной Азии).

На этой карте показаны возможные ареалы распространения отдельных подгрупп. Вероятно, происходили постоянные миграции, в ходе которых неандертальцы ещё больше «перемешивались» между собой (иллюстрация PLoS One).

Такая гипотеза существовала и ранее (основывалась на морфологических различиях скелетов). Но теперь она была подтверждена на молекулярном уровне. (Читайте статью авторов, опубликованную в открытом доступе в журнале PLoS ONE.)

«Наше исследование базировалось на данных о том, что неандертальцы жили на очень большой территории и эволюционировали, а значит, могли генетически отличаться», — рассказывает один из авторов работы, палеоантрополог Сильвана Кондеми (Silvana Condemi).

Чаще всего в подобных исследованиях ищут различия или сходства между неандертальцами и современными людьми, но не внутри самого вида, говорит она.

Кондеми и её коллеги проверили различные гипотезы (что существовала единая группа, а также две, три и более). Компьютерные модели, основанные на генетических несоответствиях, показали, что наиболее вероятно разделение вида на три либо четыре подгруппы.

Конечно, доступные учёным данные весьма ограничены (существуют лишь 15 фрагментов митохондриальных ДНК, да и останков людей не так уж много). Однако первичные предположения сделать всё-таки можно.

Специалист Алан Манн (Alan Mann) из Принстона, комментируя данное открытие, предполагает, что если останки Homo neanderthalensis будут найдены в Африке или в Юго-Восточной Азии, то эти данные, скорее всего, придётся пересмотреть.

«Рано ещё делать какие-либо всеобъемлющие выводы», — считает он.

Тем временем французы собираются провести дополнительные исследования и сравнить между собой восстановленный внешний вид неандертальцев, а также культурные традиции (например, какие-то уникальные инструменты) возможных подгрупп.

Археологи уточнили дату приручения лошадей