Вакцину от сальмонеллы ищут в космосе

Астронавт Хайдемари Стефанишин-Пайпер (Heidemarie M. Stefanyshyn-Piper), специалист миссии STS-115 проводила эксперимент с дрожжами (фото NASA).

Серия экспериментов, проведённых на борту Международной космической станции, показала, что самую распространённую пищевую бактерию можно генетически «включать» и «выключать». Значит ли это, что рано или поздно учёные смогут разработать вакцину от сальмонеллёза?

Исследователи из NASA дают положительный ответ на этот вопрос.

Всё началось с того, что национальное агентство постановило – необходимо найти способ борьбы с возможными отравлениями на борту космических кораблей. Иммунитет астронавтов и без того ослаблен (что является одним из негативных эффектов микрогравитации).

Бактериологи же задумались о создании вакцины, когда выяснилось, что невесомость влияет и на сальмонеллу (Salmonella typhimurium), а именно меняет её генетический код. Это могло означать, что из путешествия бактерии в космос можно извлечь соответствующую выгоду.

Учёные проанализировали образцы патогенов, которые шаттл Discovery вернул на Землю в прошлом месяце.

Предыдущие исследования показали, что сальмонелла после путешествия в космос становится более опасной для человека. Однако последние данные свидетельствуют о том, что вирулентность сальмонеллы можно контролировать.

В результате две группы учёных взялись за разработку препарата, способствующего выработке иммунитета.

«Несмотря на то что сальмонелла — один из наиболее опасных патогенов XXI века, у нас до сих пор нет от неё никакой вакцины», — говорит Шерил Никерсон (Cheryl Nickerson), руководитель одной из научных групп, изучающих влияние микрогравитации на эти бактерии.

Никерсон и её коллеги считают, что в кишечнике условия примерно те же, что и в невесомости. А потому они надеются в космосе воссоздать условия, в которых бактерия уменьшала бы свою активность (подробности ищите в одной из последних статей группы Никерсон, опубликованной в журнале PLoS ONE).

Похожие эксперименты проводит группа Тимоти Хаммонда (Timothy Hammond) из медицинского центра управления по делам ветеранов войны Дарема (Durham Veterans Administration Medical Center). Их бактерии летали на МКС в прошлом году, но, несмотря на четыре полёта, от этих учёных пока не последовало никаких публикаций о полученных результатах.

Между тем именно сальмонелла – главный участник большинства биологических экспериментов, проводимых в межпланетном пространстве. Учитывая, что в скором времени экипаж космической станции удвоится, можно ожидать, что значительно возрастёт и количество экспериментов.

«Год назад мы проводили всего 30 экспериментов за шесть месяцев, сейчас число опытов увеличилось до 100», — не скрывает оптимизма один из специалистов NASA Джули Робинсон (Julie Robinson).

Читайте также о том, как создаётся универсальная вакцина от всех разновидностей гриппа.

STEREO научился предсказывать анатомию солнечных бурь