У умерших солнц открыты трупы солнечных систем

Погибший астероид кормит пылью останки солнечной системы у белого карлика (иллюстрация NASA/JPL-Caltech).

По меньшей мере 1-3% белых карликов удерживают вокруг себя обширные диски из пыли, обломков и прочего «мусора», являющиеся признаками существования там планетарных систем, похожих на Солнечную. К такому выводу пришла международная группа астрономов из США и Британии, изучившая свежие данные с орбитального телескопа Spitzer.

Планетарные системы у белых карликов (это конечная фаза жизни таких звёзд, как Солнце или немного более крупных, после прохождения ими стадии красного гиганта) учёные находят не впервые (вот яркий пример и ещё один, ещё более впечатляющий).

Но теперь астрономы пришли к выводу, что это — довольно распространённое явление. Пылевые диски в таких системах образуются при «размалывании» астероидов, в частности, разрушенных гравитацией белого карлика при близком проходе около него.

Изучив целый набор белых карликов (причём отбирались богатые металлами), исследователи из Великобритании и США довели число известных таких звёзд, обладающих пылевыми дисками, до 14, что привело их к мысли: по меньшей мере 1-3% звёзд главной последовательности, спектральных классов A и F, обладают планетарными системами, то есть планетами-гигантами в первую очередь, а также скалистыми планетами, напоминающими Землю (в некоторых случаях) с астероидными поясами в придачу.

Спектр системы GD 16 (иллюстрация NASA/JPL-Caltech/University of Leicester).

(Любопытно, что один из авторов новой работы — Бенджамин Цукерман (Ben Zuckerman) из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе (UCLA) — известен нам по другому не менее драматическому исследованию столкновения двух планет в зрелой системе.)

Кстати, по данным других астрономов, землеподобными мирами могут обладать свыше половины всех звёзд – жёлтых карликов (а это уже в точности спектральный класс нашего Солнца).

Все эти открытия повышают шанс на существование в Млечном Пути множества пригодных для жизни миров и, может быть, даже цивилизаций. А их между тем может насчитываться 37 964.

Читайте о недавно открытой планетарной системе-близнеце и обнародованной только что самой лёгкой экзопланете. И узнайте — как можно спасти Землю от смерти Солнца.

Учёные вообразили полёт на Цереру в поисках жизни