Найдена легчайшая экзопланета

На снимке Gliese 581 разглядеть новую планету невозможно, да и в любой телескоп она не видна – открытие совершено методом анализа радиальной скорости звезды (фото ESO).

Телескоп обсерватории La Silla позволил международной группе астрономов обнаружить самую лёгкую из всех ранее открытых планет вне Солнечной системы — Gliese 581 e, вращающуюся вокруг звезды Gliese 581 в созвездии Весы.

Вслед за похожим на Нептун миром Gliese 581 b, а также интересными своей потенциальной пригодностью для жизни планетами Gliese 581 c (5 масс Земли) и Gliese 581 d (7 масс) – у той же звезды открыта уже четвёртая планета по счёту.

Каменистая Gliese 581 e вращается ближе всех сестёр к своему светилу — её год длится всего 3,15 суток. Так что в обитаемую зону этот горячий мир не попадает. Но он интересен другим. Масса новичка оценена как 1,9 массы нашей планеты! (Диаметр, соответственно, отличается намного меньше.)

Gliese 581 e (на переднем плане) в представлении художника (иллюстрация ESO).

Совсем недавно учёные рапортовали о самой крохотной экзопланете, превосходящей наш родной мир менее чем вдвое по диаметру (1,7 — точнее), но масса её позже была оценена как 5,6-11 земных, а самая лёгкая планета у другой звезды до сих пор «показывала на весах» примерно три Земли.

Планета «e» существенно пополнила общий счёт так называемых Суперземель, похожих на наш «шарик» миров, чья масса лежит в диапазоне 1-10 Земель.

Один из авторов открытия, Мишель Мэйор (Michel Mayor) из Женевской обсерватории (Observatory of Geneva), говорит: «Я абсолютно убеждён, что в течение года-двух мы найдём планету земной массы». И добавляет, что в ближайшие годы будет найден такой землеподобный мир, лежащий к тому же в зоне обитаемости.

Детали открытия можно найти в пресс-релизе ESO.

Учёные вообразили полёт на Цереру в поисках жизни