Найдены рецепторы запаха болезни

Запахи играют в жизни человека большую роль, и, несмотря на существенное преимущество животных над людьми, мы тоже способны на многое (фото wicked/flickr.com).

Уже несколько десятилетий учёные пытаются понять, как животным удаётся почуять вроде бы ещё не проявившую себя болезнь. И вот группа нейрогенетиков под руководством Ивана Родригеса (Ivan Rodriguez) из университета Женевы рапортует о том, что удалось обнаружить рецепторы, которые сигнализируют мышам о наличии бактерий и вирусов вокруг.

Известно множество случаев предсказания и лечения болезни домашними и дикими животными. Их часто рассказывают владельцы кошек и собак.

Уже проведена не одна сотня экспериментов, и доказано наличие «нюха на болезнь» у крыс и мышей. Достоверно известно, что здоровые животные избегают общения с больными сородичами (заодно повышая иммунитет потомства).

Ранее учёным удалось обнаружить у мышей особые обонятельные рецепторы, которые воспринимают не только запахи еды, но и, к примеру, запах опасности.

Родригес и его коллеги задались вопросом: есть ли у животных какие-то дополнительные чувствительные элементы, определяющие химические соединения, которые сигнализируют о болезни?

Учёные исследовали геном мыши и обнаружили пять генов, кодирующих белки дополнительных рецепторов обонятельной системы. Все «новички» принадлежали к известному семейству белков, называемых формил-пептидными рецепторами (formyl peptide receptor — FPR).

Эти рецепторы помогают иммунной системе «вылавливать» по горячим химическим следам попадающие в кровь патогены. Возможно, найденные чувствительные элементы выполняют схожую функцию, решили учёные, только патогены они «ищут» во внешней среде вне тела хозяина или же на другой особи.

Чтобы удостовериться в своих предположениях, Родригес и его команда провели несложный лабораторный эксперимент (подробности ищите в статье авторов в журнале Nature). Выяснилось, что некоторые соединения, сопутствующие болезни, действительно вызывают реакцию нейронов.

Далее учёные исследовали мозг мышей. Оказалось, что FPR расположились в той его части, которая отвечает за восприятие феромонов и напрямую связана с миндалевидным телом, формирующим эмоции.

«Это многое объясняет: когда мышь чувствует партнёра или же опасность (болезнь), ей необходимо действовать быстро», — рассуждает Иван.

Нейрогенетики также исследовали крыс и песчанок: всё то же самое было обнаружено и у них. Однако человек, скорее всего, не обладает подобной системой распознавания болезни (кроме той её части, что связана с иммунной системой).

Родригес считает, что когда-нибудь данные рецепторы можно будет «вживить» в электронный нос. "Конечно, он не сможет сказать, чем болен человек или животное, но болен или нет – установит с достаточной точностью ", — говорит Иван.

Узнайте также о диагностике болезней по шуму в клетках.

Обнаружен первый полностью женский вид муравьёв