Экипаж Atlantis приступил к операции на мозге Hubble

На снимке показан Hubble удерживаемый рукой шаттла. После стыковки двух аппаратов астронавты использовали дистанционную камеру для осмотра спутника, чтобы зафиксировать изменения в его состоянии, произошедшие с марта 2002 года – времени последней ремонтной миссии (кадр NASA TV).

Челнок Atlantis (полёт STS-125) добрался до своей цели — орбитального телескопа Hubble. Два аппарата теперь соединены для удобного доступа астронавтов. Члены экипажа готовятся к первому выходу в открытый космос.

Стартовавшая 11 мая миссия подошла к самой важной фазе. Вчера в 21:14 по московскому времени телескоп был захвачен манипулятором шаттла, а затем легендарный спутник пристыковали к платформе Flight Support System в грузовом отсеке корабля.

Джон Грансфелд (John M. Grunsfeld) и Эндрю Фойстель (Andrew J. Feustel) тем временем уже готовятся к первому выходу в открытый космос (всего их будет пять). Он начнётся сегодня в 16:16 по московскому времени и будет продолжаться порядка 6-7 часов.

Командир экипажа Скотт Альтман (Scott D. Altman) руководит ремонтными работами на высоте свыше 560 километров над землёй (кадр NASA TV).

Астронавты должны будут демонтировать на телескопе камеру Wide Field Planetary Camera 2 и установить на её место новую Wide Field Camera 3. Они также заменят неисправный компьютер обработки научных данных и установят на спутник устройство, которое понадобится в конце срока эксплуатации телескопа для увода его с орбиты.

И это лишь небольшая часть общего объёма задач, которые специалисты сравнивают с выполнением хирургической операции на мозге (а это замена батарей, гироскопов, части электроники и так далее), поскольку они потребуют много тонкой ручной работы.

И мало того что обращаться с уникальной аппаратурой нужно деликатно, так работа эта ещё просто объёмная. Так, для доступа лишь к одной из компьютерных плат в глубине спутника (она нуждается в замене) космическим ремонтникам придётся отвернуть более 100 болтов.

Зато, по оценкам учёных, возможности телескопа по «поставке открытий» после ремонта и модернизации возрастут в десятки раз.

Менеджеры миссии продолжают изучать результаты осмотра теплозащиты челнока. Несколько небольших повреждений плиток, обнаруженных в одном из мест сопряжения крыла и фюзеляжа, по предварительным оценкам, не представляют опасности для шаттла.

Но окончательные выводы по поводу инспекции теплозащиты — ещё впереди. К тому же, как выяснилось, один из рядов плиток в районе носа челнока остался неотснятым — это будет выполнено позже.

Эти небольшие выбоины на поверхности нескольких плиток теплозащиты, отснятые в ходе первой инспекции после выхода на орбиту, по оценке специалистов, не должны доставить проблем при возвращении корабля домой. Но, с другой стороны, не все участки челнока ещё изучены (кадр NASA TV).

Миссия по спасению телескопа Hubble началась