Длинношеие динозавры почти не поднимали головы вверх

Правы ли были художники, рисуя динозавров по образу и подобию современных жирафов? (иллюстрация Roy Andersen/NGS)

Зауроподы могли поднимать голову вверх, но почти не делали этого. Такая длинная шея им была нужна для других целей, полагает подсчитавший энергетические затраты древних животных профессор Роджер Сеймур (Roger Seymour) из университета Аделаиды.

Зауроподы — (Sauropoda), длинношеие и длиннохвостые травоядные динозавры, которые обитали на Земле 66-200 миллионов лет назад. Ранее их сравнивали с современными жирафами, которые вытягивают шею вверх, чтобы достать до листвы на самых высоких деревьях. Однако если жирафы редко вырастают выше пяти с половиной метров, то одна только шея зауропода могла достигать девяти.

В своей статье, опубликованной в журнале Biology Letters, Сеймур пишет, что, по его модели, для того чтобы поднять и держать голову вверху, зауроподам пришлось бы тратить до 75% всей энергии тела. Ведь чем выше голова, тем сложнее работать сердцу (качать кровь вверх к мозгу).

Для сравнения: жирафы тратят на циркуляцию крови по организму лишь 18% своей энергии, а большинство млекопитающих и того меньше – 10%.

Скорее всего, еда, находящаяся высоко над землёй, того не стоила, пишет Роджер. Значит, большинство времени гигантские динозавры всё же не поднимали голову слишком уж высоко. Но зачем же иметь такую длинную шею, если приходится держать её только горизонтально?

Сравнительные размеры самых больших зауроподов и человека (иллюстрация с сайта wikimedia.org).

Сеймур предполагает, что выгода была в другом. Шея позволяла динозавру объедать большие площади вокруг себя, почти не сдвигаясь при этом со своего места. И это было энергетически выгодно, ведь одно дело сделать несколько шагов человеку и совсем другое — животному, которое весит 30-40 тонн.

Однако же не все учёные готовы тут же согласиться с выводами Сеймура. Например, палеонтолог Мартин Сандер (Martin Sander) из университета Бонна (Rheinische Friedrich-Wilhelms-Universität Bonn) отмечает, что сочленения некоторых костей зауроподов ясно дают понять: они могли поднимать шею до угла в 30 и даже в 60 градусов относительно горизонтали. И в случае нехватки еды близ поверхности земли это могло им очень даже помочь.

Ричард Коуэн (Richard Cowen) из университета Калифорнии в Дэвисе также обращает внимание на тот факт, что многие животные иногда идут на совершенно, казалось бы, ненужные им гигантские энергетические затраты. Вспомнить хотя бы птиц, совершающих рекордные перелёты во время миграции, гепардов, готовых без устали бежать за добычей (хотя ловят они лишь одну из четырёх жертв), китов, ныряющих на большие глубины, где много холодной воды.

«Зауроподы вполне могли иногда поднимать голову. Если добыча того стоила, то это было вполне оправданно», — подводит итог Коуэн.

Узнайте также о том, как были раскрыты тайны гигантизма брахиозавров и крыльев «живого биплана», а ещё о том, как учёные поняли, зачем длинная шея была нужна подводному динозавру.

У лягушек обнаружен необычный способ коммуникации