Первая кровь появляется с первым ударом сердца

На этой микрофотографии показан живой эмбрион рыбки данио. Зелёным цветом подкрашен эндотелий (клетки кровеносных сосудов), красным – эритроциты (красные кровяные клетки) (фото Wolfram Goessling и Trista North).

Первая настоящая взрослая кровь появляется в сосудах эмбриона тогда, когда микроскопическое сердце посылает первый поток примитивной жидкости к тканям аорты. Этот факт установили сразу две независимые команды американских учёных.

Биологи выяснили, что поначалу сердце эмбриона гоняет по тельцу жидкость, которая представляет собой богатую полезными веществами сыворотку, в ней плавают первые эмбриональные «эритроциты».

Как только сердце начинает биться, изменяется давление жидкости на ткани, выстилающие аорту. Клетки аорты начинают преобразовываться в гемоцитобласты, которые затем дифференцируются во все типы клеток крови. Постепенно они созревают и размножаются, вытесняя «первородную» кровь.

Работу первой из научных групп контролировал Леонард Зон (Leonard Zon) из медицинского института Говарда Хьюза, известный нашим читателям по материалу об "обесцвечивании" рыбок данио.

Именно их эмбрионы, а также эмбрионы мышей и исследовали учёные. «Это открытие объясняет, почему именно аорта является прародительницей клеток крови, и даёт ключ к пониманию процессов начала производства крови в организме животных», — говорит Зон.

Но, что ещё более приятно, оно позволяет создать технологию производства клеток крови для больных лейкемией, которым по тем или иным причинам невозможно сделать трансплантацию.

Теоретически запустить процесс создания крови из эмбриональных клеток можно будет, подставив последние под поток жидкости, имитирующий естественный.

Невооружённым глазом видно, что культуры клеток, подставленных под поток, имитирующий ток крови, лучше преобразовываются в красные кровяные тельца. Справа: статичная культура (фото Nature).

Такую возможность доказала вторая группа специалистов, которой руководил Джордж Дали (George Daley) из детской больницы Бостона. Они обнаружили, что клетки крови формируются быстрее, если культуры эмбриональных клеток обмануть искусственным током крови. То же явление они наблюдали в тканях аорты эмбриона мыши (для того чтобы убедиться в своей правоте, учёные создали эмбрионы, у которых отсутствовало сердцебиение и, как следствие, циркуляция крови).

Больше подробностей о проведённых исследованиях можно узнать из пресс-релиза Гарварда и статей, опубликованных в журнале Cell и Nature.

Кстати, мы также писали о том, как была создана пластиковая и универсальная кровь, а ещё узнайте о том, каким образом ток крови влияет на активность нейронов.

Иммунологи нашли у лейкоцитов много ног