Музей льда клеится к Альпам причудливой фанерой

О сроках возведения «Музея льда» пока ничего не известно (иллюстрация R&Sie(n)).

Архитекторы с удовольствием пользуются возможностями современной техники, чтобы возвести что-нибудь странное, поражающее воображение зрителя. Но самое приятное, когда в этой гонке технологий рождается здание, облик которого, несмотря на вычурность, гармонирует с его назначением.

Французские архитекторы Франсуа Рош (François Roche), Стефани Лаво (Stéphanie Lavaux), Жан Наварро (Jean Navarro) и их компания R&Sie(n) выиграли конкурс на постройку необычного «Музея льда» в швейцарском городке Эволен (Évolène). Это сооружение должно стать и музеем искусств, и, одновременно, исследовательской станцией по изучению вечной мерзлоты в Альпах.

Проект Роша и его товарищей под названием «Поток воды» (Water Flux) замечательно соответствует теме вечных и, напротив, тающих ледников, водопадов и пустот, которые вода вымывает в толще льда и породы.

Изогнутые стены сооружения в сочетании с огромными зеленоватыми стёклами вызывают ассоциации то ли с карстовыми пещерами, то ли с пузырьками воздуха во льду. Для необычного музея и научной станции – внешность подходящая.

Здание музея должно быть не таким уж и большим. А полезная площадь этого сооружения составит 1 тысячу квадратных метров (иллюстрации R&Sie(n)).

На ум, к слову, приходит огромная "живая клетка" для китайского биологического института и здание с клетками и органоидами внутри — для аналогичного заведения в Великобритании, а ещё, почему-то, безумная библиотека-осьминог (хотя её форма с содержанием уже никак не связана).

Технология возведения «Музея льда» не столь сложна, как его форма, но её никак не назовёшь распространённой или обычной.

Для начала строителям Water Flux понадобится 1 тысяча местных деревьев, из которых должны быть изготовлены толстенные и огромные листы фанеры. Далее потребуется помощь партнёров по проекту.

В компании Ducret Orges, что близ Лозанны, французские архитекторы «обнаружили» огромный станок с ЧПУ. Его пять степеней свободы позволят, по замыслу авторов швейцарского музея, выточить самые замысловатые деревянные элементы будущего здания. Причём эти цельные куски будут весьма велики: ширина их составит 2,5 метра, длина 7 метров, а толщина этих «пластинок» должна достигать 90 сантиметров. Всего же таких заготовок будет выпилено 180 штук.

На этих макетах хорошо виден принцип создания замысловатого сооружения из набора огромных плоских фанерных листов, вырезанных в соответствии с компьютерной моделью Water Flux (фотографии и иллюстрация R&Sie(n)).

Из них уже на месте и соберут здание музея, воспользовавшись клеем и деревянными дюбелями. Из бетона в Water Flux должны быть сооружены лишь лифтовые шахты.

Эта технология, к слову, в чём-то напоминает принципы сборки «зелёной» полярной станции Princess Elisabeth, а также — самого высокого в мире полностью деревянного здания.

Конечно, до полного изготовления дома на гигантском принтере, нависающем над стройплощадкой, тут ещё далеко, но все эти проекты вполне можно считать самыми первыми шагами в этом фантастическом направлении.

Зимой Water Flux обещает также органично вписываться в пейзаж, как и летом (иллюстрация R&Sie(n)).

Ещё более фантастическим можно назвать другой, увы, отклонённый проект R&Sie(n). Называется он Olzweg.

Французы предложили Орлеану построить «Музей экспериментальной архитектуры», но не простой, а развивающийся. Его окончательную форму должен был определить случай.

Рецепт проекта таков: берём внутренний двор пары соседних старинных зданий и помещаем в него огромного «разумного» строительного робота, собственно и названного Olzweg.

Газоны на стенах, плющ? Нет — бутылочное стекло, которому дали некоторую «свободу воли» (иллюстрации R&Sie(n)).

Робот этот имеет под рукой постоянно пополняемый запас больших стеклянных стержней прямоугольного сечения. Это – «кирпичи» будущего здания. Он выкладывает из них стены и своды, руководствуясь программой, которая определяет лишь общие принципы строительства.

Например, что в здании должны быть коридоры, помещения, двери и окна. Остальное отдано на откуп всяким «генераторам случайных чисел», отчего медленно растущее с внутренней стороны старинных домов зелёное «нечто» должно обрести «жизнь». Словно плющ, увивающий старые стены заброшенного строения.

От начала работы железного укладчика Olzweg до закрепления в стене последнего «кирпича», по замыслу R&Sie(n), должно пройти 10 лет, в течение которых частично достроенное здание уже сможет принимать посетителей.

Робот-строитель должен перемещаться по рельсам внутри двора. В задачу людей должно входить лишь пополнение его «боеприпасов», окончательную форму возводимого музея машина определит сама (иллюстрации R&Sie(n)).

Интересно, что стержни-кирпичи должны были быть выплавлены из стекла, полученного от переработки бутылок. Почему не использовать просто бутылки, хотя бы и "особенные"?

Например, потому, что в каждый (или почти в каждый) стеклянный блок предполагается вставлять RFID-чип. Благодаря им и с помощью карманных компьютеров-сканеров визитёры смогут ориентироваться в нерукотворных лабиринтах «Музея экспериментальной архитектуры».

В другом любопытном проекте той же компании от природы взяты плавные формы сооружения, напоминающего опять же то ли альпийские ледники, то ли холмы с долинами. Да и размеры «Надувного льда» (Inflatable Ice) должны оказаться под стать холмам. Ведь перед нами целое поселение под надувными куполами с добычей воды из вечной мерзлоты. Но мерзлота эта расположена не в Альпах. Подзаголовок этого проекта: «Марс. 2010».

До круглой даты осталось немного. Успеют?

Inflatable Ice, о котором мечтают французы, на виде сверху упорно напоминает мозг, а в профиль — просто холмы (иллюстрации R&Sie(n)).

Кстати, нарисованные космические поселения под куполом-плёнкой мы уже видели, а вот их реализации, наверное, придётся ждать куда больше двух лет.

И ведь пользы от такого поселения, в теории, гораздо больше, чем от красного домика на Луне и надувного парламента. Только последние два проекта куда реальнее.

Кстати, о реальности. В заключение хотелось бы рассказать о последнем из реализованных проектов R&Sie(n).

«Лес паучьих сетей» (Spidernethewood) — это небольшой загородный особняк, возведённый в Ниме в прошлом году для Урбена и Элизабет Суро (Urbain, Elisabeth Souriau).

Spidernethewood — самый свежий проект французов (фотографии R&Sie(n)).

В его центре находится сравнительно небольшой домик, снабжённый кухней и спальней. С разных сторон его скорее открывают, чем закрывают, огромные сдвижные стеклянные стены, но главная изюминка сооружения находится снаружи.

Это целый лабиринт из полипропиленовых сетей, продолжающих коридоры коттеджа и помогающих ему слиться с прилегающим лесом. Стены из сеток ведут обитателей дома то к бассейну, то к выходу в сад и словно размывают границу между «внутри» и «снаружи».

Вечером этот лабиринт подсвечивается большими матовыми белыми шарами. Отчего эфемерность полупрозрачных стен только усиливается.

Этот коттедж, на наш взгляд, является достойным конкурентом павильону из воды. Насколько же он удобен для проживания – сказать трудно. Но тут главное, чтобы заказчику нравилось.



Цыганские кибитки дали толчок ходячим домикам

13 декабря 2007

Олимпийский стадион 2012 года оснастят съёмной половиной

13 декабря 2007

Безбашенные башни очистят воздух где ни попадя

11 декабря 2007

Курорт в Техасе обложит ворсистый снег

10 декабря 2007

Merkx + Girod превратили церковь в книжный магазин

6 декабря 2007