Выход в закрытый космос подготовил рост российской части МКС

Снимок российского сегмента, сделанный камерой на шлеме Барратта 5 июня. Оранжевый круг – люк, который теперь заменён на стыковочный конус (кадр NASA TV).

Вчера космонавт Геннадий Падалка и астронавт Майкл Барратт (Michael Barratt) провели 12 минут в вакууме, однако в пределах МКС, точнее — внутри сферического переходного отсека модуля «Звезда». Они провели важную работу, подготовив модуль к намеченному на осень нынешнего года прибытию на орбиту нового исследовательского блока.

Россия построила для своего сегмента МКС два новых герметичных обитаемых отсека — так называемые малые исследовательские модули (Mini Research Module в материалах NASA) — МИМ-1 и МИМ-2. Первый из них должен быть установлен на надирном порту модуля «Заря», а второй — на зенитном порту «Звезды».

Эти «комнаты» послужат «подсобками» для экспериментов на орбите (то есть смогут принять немало научного оборудования) и возьмут на себя целый ряд других функций.

Очерёдность запуска этих модулей в космос определялась просто темпами строительства. Создавали их одновременно, но МИМ-2 поспел чуть-чуть раньше. Потому он и отправится на МКС первым — в ноябре нынешнего года (его запустят на «плечах» ракеты «Союз»).

Российский сегмент после стыковки обоих МИМ. Отправка на орбиту модуля МИМ-1 запланирована на май 2010 года – в качестве основного груза американского челнока в рамках миссии STS-132 (иллюстрация NASA).

МИМ-2 также будет служить в качестве дополнительного стыковочного порта для российских кораблей.

Напомним, пока станция располагает четырьмя причалами — тремя на российском сегменте (к которым пристыковываются наши «Союзы» и «Прогрессы», а также европейский ATV) и одним на американском сегменте (куда швартуются шаттлы). Увеличение числа «точек доступа» окажется очень кстати в связи с недавним расширением постоянного экипажа МКС до шести человек.

И ещё МИМ-2 будет работать в качестве дополнительного шлюзового отсека, позволяющего производить выходы в открытый космос.

Однако, чтобы МИМ-2 мог пришвартоваться к «Звезде», требовалось заменить в её сферическом отсеке одну из круглых плоских крышек на конусную (необходимую для стыковки), что блестяще и проделали 10 июня Геннадий и Майкл. А ведь провернуть эту операцию было непросто — внутри сферического отсека «Звезды» весьма тесно.

Схема замены, выполненной 10 числа (иллюстрация NASA).

Надо также отметить, что антенны системы сближения «Курс» и её электрические разъёмы Барратт и Падалка смонтировали снаружи «Звезды» ещё раньше — во время выхода в открытый космос в минувшую пятницу.

Серьёзная работа на станции тем временем перемежается не вполне серьёзной. Узнайте о том, как японский астронавт провёл смешные опыты для народа.

Учёные узнали секрет сохранения атмосферы Меркурия