Цифровое облако и часы-стена провожают авиапассажиров

На первый взгляд Cloud — простой объект. Но он способен загипнотизировать. Если смотреть на его работу достаточно долго (фото Alex Delfanne/Artwise Curators).

Полюбуйтесь на почти бесконечные узоры, которые пробегают по этому диковинному объекту, парящему под потолком. Чем не вечно новое небо? Но осторожно: посматривайте на часы, те самые, что занимают целую стену. Ведь в созерцании вы можете пропустить посадку на свой рейс.

Недавно британская дизайн-студия Troika выполнила пару необычных заказов. Две технологические «штуковины» ныне могут увидеть жители Лондона и, как принято говорить, гости столицы.

Первая вещица называется «Облако» (Cloud). Эту необычную кинетическую скульптуру Troika изобрела для компании British Airways, а установлена она в аэропорту Хитроу (Heathrow), в его новейшем «Терминале 5» (Terminal 5), который официально откроется в марте нынешнего года.

Терминал этот, просторный и насыщенный массой кафе, магазинчиков и всем необходимым для отправки и приёма пассажиров, также является образцом современной архитектуры. И завораживающее «Облако» там оказалось вполне к месту. Висит оно под крышей атриума, что находится перед входом в зал ожидания для пассажиров первого класса British Airways.

Скульптура Cloud обрамлёна эскалаторами и балконами, так что посмотреть на неё можно и снизу, и сбоку, и сверху (фото Alex Delfanne/Artwise Curators и Troika).

Странный округлый объект насчитывает 5 метров в длину, а состоит из 4638 переворачивающихся металлических «точек». Одна сторона их матово-чёрная, а вторая — зеркальная.

Точки покрывают всю поверхность «Облака», так что получается трёхмерный экран. Компьютер постоянно выводит на него как статичные, так и динамические узоры. Отражение окружающих предметов (и самих пассажиров) в крошечных поворачивающихся зеркалах-точках добавляет рисунку новые оттенки.

Авторы Cloud говорят, что вдохновлялись почти везде уже ушедшими на покой информационными досками в аэропортах. Теми, что показывали названия пунктов назначения, номер рейса и время вылета при помощи переворачивающихся пластинок с нарисованными кусочками букв и цифр. Помните?

В провинциальных аэропортах ещё можно встретить такие. А вот лондонские дизайнеры уже успели заскучать по этим огромным панелям, напевающим пассажирам о путешествиях шелестом перекидных чёрных квадратиков.

Этот «фирменный» звук сохранён и в Cloud. Британцы полагают, что очень многим людям он напомнит о былых поездках. Ведь доски с перекидными пластинками господствовали в залах ожидания аэропортов и вокзалов не один десяток лет.

Сколько всего может быть узоров на поверхности Cloud — знают лишь разработчики (кадры Troika).

Правда, чтобы создать Cloud, лондонским инженерам пришлось немало поломать голову. Например, в поисках формы «Облака», которая, с одной стороны, была бы более-менее похожей на природную, а с другой — обеспечивала бы регулярную, математически выверенную раскладку круглых зеркал.

Не меньшей головоломкой оказалось написание программы управления «цифровым облаком». Кроме того, чтобы получить возможность выводить очень динамичные картинки, изобретатели установки так увеличили скорость переворота всех зеркал, что они могут быть перекинуты из одного положения в другое менее чем за полсекунды.

На весь проект от замысла до запуска «Облака» в работу ушло 8 месяцев. Но финальную точку Troika доверила коллегам: части Cloud изготовила и собрала в единое целое лондонская же компания Mike Smith Studio.

В этом ролике можно увидеть Cloud во всей красе. Сами авторы аппарата говорят, что его работа напоминает не только о переменчивых облаках, но и о переливах плещущейся воды, играх серебристых рыбок и даже гипнотизирующих покачиваниях змеи.

Всё это должно настроить пассажиров на дальние странствия.

Troika утверждает, что для создания каркаса и обшивки «Облака» ей и её партнёрам по проекту пришлось воспользоваться приёмами и технологиями, применяемыми при изготовлении фюзеляжей авиалайнеров (фото Troika).

Ту же задачу выполняют и часы-стена по имени «Всё время в мире» (All the time in the world), созданные Troika для той же British Airways и установленные в том же пятом терминале Хитроу.

Эти часы являются «всемирными» и показывают время в Лондоне и других точках земного шара. Время по Гринвичу выводится тут посередине стены, а время пунктов к западу и востоку от Лондона, соответственно, слева и справа от центра.

Но вовсе не удивительные размеры этой стены с часами (выше человеческого роста и 22 метра в длину) привлекают внимание, а сами буквы и цифры на ней.

Внутри Cloud разместились 134 печатные схемы и целых 5 километров проводов (фото Troika).

Во-первых, они призваны уносить воображение пассажиров в отдалённые места Земли, к самым высоким горам, самым красивым озёрам, архитектурным и природным чудесам, сокровищам искусства.

Потому для обозначения времени в других часовых поясах тут были выбраны не столицы, как обычно, а величайшие горы и города древних ушедших цивилизаций, знаменитые музеи мира и архитектурные шедевры.

Обрамляя лондонское время на All the time in the world сменяют друг друга Большой Каньон, Эльбрус и Килиманджаро, Эверест и Фудзияма, Теночитлан и Абу-Симбел, Тадж-Махал и Лувр, Эрмитаж и Панамский канал, Сиднейская опера и Большой барьерный риф, водопад Виктория и так далее.

Часы All the time in the world. Разница между Теночитланом и Лондоном — 6 часов (фото Alex Delfanne/Artwise Curators).

А во-вторых, часы эти сделаны по необычной технологии. Цифры и буквы, высвечивающие время и названия достопримечательностей на All the time in the world, выполнены из электролюмнинесцентных панелей Firefly компании Elumin8, которым Troika придала желаемый (похожий на рукописный) шрифт.

Упрощённо, такая лампа состоит из подложки, проводника и слоя фосфорных чернил, светящихся при прохождении через все эти слои слабого тока. При толщине менее одного миллиметра и «фосфоресцирующем» свете эти панели дают дизайнерам массу новых возможностей.

Достоинства технологии: такую плёнку можно сгибать и вырезать из неё элементы любой формы и больших размеров (что позволяет создавать необычные дисплеи), а кроме того, этот тип источника света потребляет сравнительно мало энергии. Электролюмнинесцентные панели требуют около 100 ватт на квадратный метр светящейся поверхности.

Авторы этих суперчасов сетуют: ныне в аэропортах «голодные» плазменные панели круглые сутки показывают весьма простую текстовую информацию, затрачивая на это большую мощность. А вот, мол, стена All the time in the world демонстрирует, насколько эффектным, стильным и эффективным может быть информационный дисплей, оборудованный «простыми» светящимися знаками.

Потребляет All the time in the world всего 700 ватт, что для дисплея такого размера — рекордно-малая величина (фото Alex Delfanne/Artwise Curators).

Кстати, всего в All the time in the world сделано 100 маленьких модулей (на один знак) для показа времени разных часовых поясов и 4 больших модуля (с высотой цифр в 1,6 метра) для показа лондонского времени.

Каждый модуль содержит несколько горизонтальных, вертикальных и наклонных «палочек» и отрезков дуг, при помощи включения которых можно показать любой знак. Всего таких «долек» в часах насчитывается 7 тысяч. Не так уж много для столь большого устройства.

Всё это похоже, между прочим, на сегментные вакуумно-люминесцентные индикаторы радиотехники 1970-х и 1980-х, но только выполненные на новом витке развития и в несравненно большем масштабе.

И тут мы опять сталкиваемся с ностальгией Troika по старой технике. Пусть современные технологии («плазма» и так далее) дают более впечатляющие картинки, но с точки зрения расхода электричества они выглядят настоящим варварством. В этом смысле визуальный «возврат» двух проектов компании к 1980-м – это шаг вперёд.



Мультиконтактную доску и 3D-дисплей можно сделать самому

23 января 2008

Создан сотовый телефон-портсигар

22 января 2008

Книга-мобильник с гибким экраном выходит на рынок

22 января 2008

Водяные пузырь и завеса спасают австралийцев от огня и жажды

21 января 2008

Создано кресло с магнитной левитацией

21 января 2008