Умные колюшки продемонстрировали человеческое поведение

Совсем недавно девятииглые колюшки ошарашили учёных другими необычными данными (фото St Andrews University).

Достаточно простой эксперимент с рыбами показал, что они способны не только обучаться на чужом опыте (наблюдая за своими сородичами), но и сравнивать его со своим. Необычное открытие сделали биологи из университетов Дарема (Durham University) и Сент-Эндрюса (St Andrews University).

Надо признать, рыбы туповаты, но тем не менее и они способны на так называемые стратегии социального обучения, которые ранее вроде бы только у людей наблюдали. Так, девятиигловые колюшки (Pungitius pungitius) весьма изобретательны, когда дело касается еды.

Учёные провели следующий эксперимент. Они выловили 270 рыбёшек, выпустили в аквариум и приучили, что, условно говоря, кормушка под номером один даёт больше еды, нежели кормушка под номером два. Затем колюшкам показали (каким образом не уточняется), что бывает и наоборот, а именно — группа приплывших после них сородичей куда более активно насыщалась у второй кормушки.

После такого «наблюдения» 75% рыб устремлялись именно ко второму поставщику вкусных червяков. И это несмотря на то что их собственный опыт говорил об обратном!

Если же ситуация не менялась (группа приплывших рыбок получала из кормушек то же или меньшее количество пищи), подопытные колюшки не выказывали особого предпочтения, и примерно равное количество P. pungitius посещало обе кормушки.

Получается, что гениальные (как их называют сами учёные) рыбёшки не просто копировали поведение сородичей, а сравнивали поступившую информацию (свой и чужой опыт) и делали соответствующие выводы.

«Многие животные наблюдают за своими более удачливыми товарищами и в результате обучаются новым умениям, а также вырабатывают определённые вкусовые предпочтения, но скопировать поведение другого — не значит получить положительный опыт», — отмечает в пресс-релизе университета Дарема один из авторов данного исследования доктор Джереми Кендал (Jeremy Kendal).

Биологи считают, что такое поведение развилось именно у девятиигловых колюшек из-за того, что они являются жертвами множества хищников. Многим из них приходится часто прятаться, они не могут разведать хорошие места сами, а потому научились (в ходе селекционного отбора) оценивать поведение сородичей и таким образом находить себе пропитание, пишут авторы в своей статье, опубликованной в журнале Behavioral Ecology.

Эту гипотезу доказывает другое наблюдение учёных: близкие родственники P. pungitius трёхигловые колюшки (Gasterosteus aculeatus), которых вылавливают гораздо меньше, не обладают такими же способностями.

Получается, что социальное обучение может присутствовать не только у близких родственников человека. Экологическая ситуация куда больше влияет на эволюцию обучаемости, считают учёные.

Почитайте также о необычайно сообразительной рыбе, которая научилась вылезать за насекомыми на сушу, и ещё нескольких, способных считать до четырёх. Кстати, мы также рассказывали о том, как более глупых рыб приучили самих заплывать в сети.

У летучих мышей обнаружена неизвестная способность