Микробы найдены на небывалой высоте

Глобальное потепление гонит деревья в горы, стало быть, вполне вероятно, что в скором времени будут обнаружены ещё «более высокие» микроорганизмы (фото Ryan Verwest).

Учёные из университета Колорадо в Боулдере обнаружили в Андах сообщества высокогорных микроорганизмов. Если не брать в расчёт тех микробов, что распрекрасно живут в облаках и даже почти в космосе, эти обитатели вершин будут, пожалуй, самыми-самыми.

Таким образом, микробами покорена высота в 6050 метров над уровнем моря.

Биологи обнаружили их близ кромки жерла вулкана Сокомпа (Socompa) в Южной Америке. Вокруг расположилась голая пустыня Атакама (Atacama Desert). Какие-либо деревья и кустарники заканчиваются на высоте порядка 4500 метров, здесь почти нет воды. Чтобы заполучить хоть что-то, учёным под руководством Стивена Шмидта (Steven Schmidt) приходилось топить снег.

Но микробам воду, а заодно углекислый газ и метан, исправно поставляет вулкан. В результате жерла обрастают девятиметровыми оазисами из мха и микробов.

«В этих местах жизнь кипит как в почвах садов, но рядом с ними совершеннейшая пустота», — говорит Шмидт.

При этом здешняя температура в течение дня может изменяться очень сильно: от 65,5 градусов Цельсия днём до -17,7 °С ночью.

Шмидт и его команда обычно изучают те местности, где тает снежный покров, чтобы выяснить, какие из попавших на оголённую почву микробов приживаются на новом месте в первую очередь. Исследования этой группы связаны с изменением климата, а также поиском жизни на других планетах, но однажды учёные задались вопросом, каков предел высоты, за которым микроорганизмы уже не встречаются?

Впрочем, кто-кто, а уж бактерии-то точно умеют ставить рекорды выносливости. Их находили в толще скал, на глубине нескольких километров, под морским дном, во льдах Антарктики и Гренландии и даже в природном асфальте. Так называемых экстремофилов обнаруживали и близ подводных вулканов.

Подробнее о данном открытии вы можете узнать из статьи авторов, вышедшей в журнале Applied and Environmental Microbiology.

Биологи выявили ограничитель роста больших птиц