Определён возраст Амазонки

Гигантскую дельту Амазонки видно даже из космоса (фото NASA).

Учёные долгое время пытались определить истинный возраст самой протяжённой водной артерии мира, однако сделать это было практически невозможно. Ситуацию изменили буры национальной бразильской нефтяной компании Petrobras.

Амазонка начинается в Андах и течёт на восток, где впадает в Атлантический океан. Её изучением занимаются давно, но до недавних пор невозможно было определить более-менее точный возраст появления полноводной реки.

Дело в том, что близ поверхности за многие тысячелетия скопилась беспорядочная смесь пород, и обыкновенное бурение, проводимое различными научными группами, давало не совсем точный результат.

Однако современные технологии, а также стремление держав обеспечить себя максимальными запасами ископаемого топлива сделали своё дело. Petrobras пробурила близ устья две скважины, одна из которых уходила на глубину 4,5 километра ниже уровня моря.

Исследованием полученных образцов занялись Карина Хорн (Carina Hoorn) из университета Амстердама и Хорхе Фигеиредо (Jorge Figueiredo) из университета Ливерпуля.

Нынешний анализ позволил учёным воссоздать историю Амазонки куда более точно. Оказалось, что бассейн нынешнего трансконтинентального потока сформировался в эпоху миоцена между 11,8 и 11,3 миллиона лет назад.

В статье, вышедшей в журнале Geology, исследователи отмечают, что свою нынешнюю форму Амазонка приобрела около 2,4 миллиона лет назад.

Главную реку Южной Америки нельзя назвать самой старой, есть на планете и те, которым по несколько сотен миллионов лет (например Новая Река в Северной Америке и Нил в Африке). Ведь возраст реки во многом определяют внутренние территории континента и горы, в которых она берёт своё начало. Считается, что Анды «выросли» около 12 миллионов лет назад, так что новоопределённый возраст Амазонки вполне согласуется с этими данными.

«Амазонка — самая длинная река Земли, но при этом она является одной из молодых рек планеты», — резюмирует Хорн.

Заметим также, что нынешние даты относятся к появлению самой Амазонки, а не той «протореки», что в ещё более давние времена текла с востока на запад.

Учёные надеются, что их исследование поможет другим научным группам лучше понять палеогеографию этого уникального региона и эволюцию водных организмов Амазонии и Атлантического побережья близ устья реки.

Узнайте также последние данные о возрасте Большого каньона.

Исландская скважина дошла до магмы