Обезьяны понимают простую грамматику

Учёные проводили свои исследования на эдиповых тамаринах (Saguinus oedipus), которые живут в Лаборатории познавательной эволюции. Этого, например, зовут Деннет (Dennet) (фото Cognitive Evolution Laboratory).

Не всякий учёный рискнёт предположить, что «легкомысленные» обезьянки тамарины способны на понимание непростой грамматики речи. А Ансгар Эндресс (Ansgar Endress) и его коллеги из Гарварда решили проверить, различают ли их подопечные префиксы (приставки) и суффиксы. Результат удивил всех.

Учёные задались целью разобраться, могут ли низшие приматы запоминать и понимать последовательности звуков.

«Например, человеку не так сложно запомнить, что в бессмысленной последовательности АРЕЗВУМСТОР на первом месте стоит А, а на последнем Р», — говорит Ансгар.

Чтобы научиться различать суффиксы и префиксы, надо выделить их в слове и запомнить, что одни всегда встречаются только перед корнем слова, а другие только после него (для этого, конечно же, нет необходимости иметь базовые школьные знания).

Во время эксперимента 14 взрослым эдиповым тамаринам исследователи проиграли записи голосов мужчин и женщин, которые постоянно добавляли слог shoy к корням bi, ka, na, to, go, lo, ri и nu. Голоса специально перемешали, чтобы обезьянки не привыкали к какому-то одному из них.

Поначалу shoy всегда стоял в начале слова, например shoybi, тамарины привыкли к такому сочетанию. В определённый момент учёные вставили в проигрываемую запись «слово» bishoy (превратив таким образом префикс shoy в суффикс). Обезьянки тут же обернулись к динамикам, продемонстрировав тем самым, что они понимают: привычный порядок звуков нарушен.

Тамарины не понимают человеческую речь, да и произносимые звуки не имеют никакого смысла, однако стало ясно, что их реакция сравнима с человеческой (всё равно что всегда говорить «он пришёл», а потом вдруг сказать «он шёлпри»).

Группа Эндресса считает, что подобные способности есть не только у Saguinus oedipus, но и у многих других животных. Тот же механизм (запоминание частей слова и их положения), вероятно, используют дети, обучаясь простейшей речи.

Учёные надеются, что это, а также будущие исследования помогут больше узнать не только об обезьянках, но и о развитии речи у детей (фото Cognitive Evolution Laboratory).

Профессор Томас Бивер (Thomas Bever) из университета Аризоны считает удивительным тот факт, что обезьянки обернулись к динамику спонтанно без дополнительного обучения при малом количестве исходных попыток. Однако он не уверен, что перед учёными раскрылись способности, которые в ходе эволюции передались и человеку.

В ближайшем будущем американские зоологи постараются протестировать и других представителей фауны. Эндресс полагает, что тогда они могут обнаружить и другие, возможно, ещё более невероятные познавательные способности животных.

«Это позволит нам определить простейшие основные составляющие языка и их эволюционные корни», — заключает Ансгар.

Статья авторов опубликована в журнале Biology Letters.

Читайте также о том, как крики мартышек выстраиваются в целые предложения.

Первое убийство у обезьян-хиппи намекает на происхождение войн