Шаттл благополучно вышел на орбиту

Это 127-й полёт шаттлов, 29-й рейс американских челноков на МКС и 23-й взлёт для «Эндевора» (фото NASA/Jeffrey Marino).

16 июля в 02:03 по московскому времени, после длинной череды отсрочек, сначала по техническим причинам, а далее — из-за плохой погоды, шаттл Endeavour отправился в полёт STS-127. Цель миссии – завершение сборки японского сегмента МКС.

Экипаж шаттла: командир Марк Полански (Mark Polansky), пилот Дуглас Хёрли (Doug Hurley); специалисты миссии Девид Вулф (David Wolf), Джули Пайетт (Julie Payette), Кристофер Кэссиди (Christopher Cassidy), Томас Маршбёрн (Thomas Marshburn). Вместе с ними на МКС летит Тимоти Копра (Timothy Kopra), бортинженер МКС, который сменит на станции Коити Вакату (Koichi Wakata).

Главная задача полёта — доставка и монтаж последних компонентов японского исследовательского модуля Kibo. Это внешняя экспериментальная платформа (Japanese Experiment Module — Exposed Facility, JEM-EF) и внешняя негерметичная секция (Experiment Logistics Module — Exposed Section, ELM-ES).

Обе эти части будут присоединены к главному модулю Kibo, образуя площадку для экспериментов в вакууме. На прилегающей стенке Kibo имеется шлюз, через который установки и материалы будут передаваться на JEM-EF и ELM-ES и забираться обратно. Причём выполняться это будет при помощи собственного манипулятора лаборатории Kibo. JEM-EF может нести оборудование для проведения 10 экспериментов одновременно, а ELM-ES – ещё для трёх.

Конфигурация МКС после миссии STS-127. Стрелкой показаны новые японские модули (иллюстрация NASA).

Помимо этих элементов станции крылатый корабль несёт к орбитальному дому ряд запасных частей.

В автономном же полёте экипаж челнока должен запустить на орбиту четыре спутника в рамках экспериментов DRAGONSat (Dual RF Astrodynamic GPS Orbital Navigator Satellite) и ANDE-2 (Atmospheric Neutral Density Experiment-2).

DRAGONSat — это два пикоспутника с массой по 7,5 кг (это кубики со стороной 12,7 см). Они должны испытать на орбите миниатюрную систему полностью автономной навигации, сближения и стыковки. После открытия створок грузового отсека шаттла они смогут отправиться в автономное плавание.

Эксперимент ANDE-2 так же основан на паре спутников — это алюминиевые сферы диаметром 48 сантиметров, а массой 50 и 25 кг. Поверхность сфер покрыта отражателями, лазерными диодами и фотоэлектрическими батареями, а внутри — толика электроники.

После высвобождения из грузового отсека челнока сферы должны отправиться в полёт по орбите, чуть более низкой, чем у МКС. Передвижение сфер будет фиксироваться наземными системами слежения. Одинаковые размеры при разной массе позволят при помощи таких наблюдений уточнить плотность атмосферы Земли на высотах 100-400 км и её колебания в зависимости от геомагнитной активности.

Kibo в сборе (иллюстрация NASA).

Продолжительность миссии должна составить 16 дней. Среди прочего она будет включать в себя пять выходов в открытый космос.

Основываясь на расположении мест в шаттле, вездесущая статистика посчитала, что Кристоферу Кэссиди повезло стать 500-м человеком, поднявшимся в космос за всю историю космонавтики. Заметим, в космос, но не обязательно на орбиту. В число этих пятисот включены американские астронавты и пилоты-испытатели, совершавшие высотные суборбитальные прыжки на заре космонавтики, а также, к примеру, Майк Мелвилл (Mike Melvill) и Брайан Бинни (Brian Binnie), которые в 2004 году трижды поднимали космоплан SpaceShipOne за отметку в 100 километров высоты.

Читайте о необычных японских экспериментах на орбите.

Частная ракета подняла спутник на орбиту