Новый динозавр поднял вопросы о питании тероподов

Когти нового ящера, вероятно, помогали ему захватывать ветви деревьев и, не исключено, помогали обороняться от хищников (фото David D. Gillette).

Ящер, живший около 93 миллионов лет назад, заставил учёных по-новому взглянуть на вопрос о типе питания тероподов – динозавров, абсолютное большинство которых являлось хищниками. О находке и её анализе сообщила Линдси Занно (Lindsay Zanno) из чикагского музея Филда (Field Museum).

Новый древний ящер, окаменелости которого были найдены в Юте, относится к подотряду тероподов и группе теризинозавров (разновидность манирапторов). И это наиболее полный скелет теризинозавра из ранее найденных.

Вид назван Nothronychus graffami. В высоту это создание достигало 4 метров, его голова была «оборудована» клювом, а передние конечности — 22-сантиметровыми серповидными когтями.

Приземистые ноги, крупный живот (длинный пищеварительный тракт) и ряд других признаков указывают на растительную диету нового ящера.

Реконструкция облика Nothronychus graffami (иллюстрация Victor Leshyk).

Учёные и раньше подозревали, что все теризинозавры были травоядными (некоторые, возможно, способны были поедать и мясо, и растительную пищу), хотя обычно тероподы — это «патентованные» хищники, а травоядных мы привыкли видеть в стане другого подотряда — зауроподоморфов (пример такого противопоставления «тираннозавр – бронтозавр»).

Теризинозавры вносят в эту картину некоторую сумятицу. Потому Занно и её коллеги решили воспользоваться удачей (хорошо сохранившимися останками Nothronychus graffami) и разобраться с предпочтительным меню всех родственников этих динозавров.

Для этого учёные сравнили анатомию вновь найденного ящера с анатомией 75 других тероподов из разных ветвей этого древа. Оказалось, что растительноядные манирапторы (такие как Nothronychus graffami) относятся к самым древним группам манирапторов.

Реконструкция скелета Nothronychus graffami наглядно показывает черты, типичные для динозавра – поглотителя растительности: крупный живот, коренастые ноги, длинная шея и небольшая голова (фото Rob Gaston).

Несколько других линий манирапторов (орнитомимозавры — диностраусы, овирапторозавры — "воры яиц") показывают приспособление к растительной пище. И сопоставив подобных существ с их близкими хищными родственниками, Линдси и её коллеги пришли к выводу: травоядность некоторых тероподов — вовсе не редкость, и многие линии манирапторов унаследовали растительный рацион от общего предка всей этой группы.

Таким образом, грозные хищники вроде велоцираптора должны были в своём прошлом совершить превращение из травоядного создания в плотоядное, заключили учёные.

И это является прямо противоположным «путешествием», в сравнении с ранее найденным теризинозавром, который, как предположили исследователи, анализировавшие останки, эволюционировал от хищника к травоядному (Занно, к слову, принимала участие в и той работе).

Линдси говорит, что такие эволюционные переключения, вероятно, помогали манирапторам занимать новые ниши при смене условий среды. «В начале эволюции манирапторов произошло нечто, связанное с их невероятным разнообразием, — говорит палеонтолог. — Способность поедать гораздо большее, чем просто мясо, возможно, была одним из ключевых новшеств, способствующих их конечному успеху».

Перипетии выбора у разных групп тероподов между мясной диетой и травой с листьями Занно и другие исследователи расписали в статье в Proceedings of the Royal Society B.

Познакомьтесь также с динозаврами, которые питались рыбой и орехами, а ещё — читайте о непонятном переходном гиганторапторе.

Эмбрион черепахи раскрыл секрет происхождения её панциря