Обнаружен самый дальний ежегодный перелёт у насекомых

Стрекозы на отдыхе. Как выясняется, эти крылатые насекомые могут пролететь над океаном до 18 тысяч километров (иллюстрация с сайта dailymail.co.uk).

Биолог Чарльз Андерсон (Charles Anderson) из компании Manta Marine Pvt обнаружил, что стрекозы вида Pantala flavescens могут пролетать огромные расстояния в течение года. Если его предположение удастся подтвердить, то эти насекомые станут самыми «дальними» из ежегодно мигрирующих.

Миллионы стрекоз каждый год пролетают от 14 до 18 тысяч километров из южной Индии в Восточную и Южную Африку и обратно.

Энтомолог Андерсон долгое время не мог понять, откуда берутся все эти крылатые насекомые, прилетающие на Мальдивские острова каждый год. «Никто из тех, с кем мне удалось поговорить, не мог объяснить этого», — говорит Чарльз.

Что особенно озадачивало, на островах, отдалённых от берегов Индии на расстояние 500-1000 километров, нет пресной воды, необходимой для жизненного цикла Pantala flavescens, а также некоторых других видов прилетающих стрекоз.

Чтобы добиться правды, Андерсон начал свои наблюдения (было это в 1996 году). Постепенно ему удалось проследить за миграцией крылатых насекомых не только на Мальдивах, но и на материке, а также с кораблей, курсирующих по океану.

Выяснилось, что, вылетая из южной Индии, первые группы Pantala flavescens оказываются в столице Мальдив Мале (Male) в октябре. Им приходится пролетать над океаном 600-800 километров. Чарльз считает, что происходит это на высоте около тысячи метров (там ветры в это время дуют в «нужном направлении»).

Стрекозы появляются на Мальдивских островах «волнами» вплоть до декабря (каждая задерживается лишь на несколько дней).

Затем примерно в ноябре-декабре стрекозы отправляются к берегам Сейшельских островов (от Индии 2700-3800 километров). Далее крылатые насекомые переправляются через западную часть Индийского океана в Восточную Африку. В декабре-январе они появляются в Танзании и Мозамбике. А с апреля Pantala flavescens вновь посещают Мальдивские острова.

Итого более 17 тысяч километров кругового пути.

«Эти насекомые размножаются во временных лужах, потому-то они, видимо, и следуют за дождями. Поначалу стрекозы отхватывают часть муссонов Индии, затем переживают короткие дожди Восточной Африки, летние ливни Южной Африки, долгие дожди Восточной Африки и возвращаются к следующему сезону муссонов в Индии», — считает Андерсон.

Длинный путь стрекоз Pantala flavescens превышает даже сезонные миграции бабочек данаид-монархов Danaus plexippus из Мексики в Канаду (около 7000 километров) (фото с сайта dailymail.co.uk).

«Кажется странным, что мы до сих пор не знали о столь массовых и длительных миграциях насекомых, но это лишь ещё раз показывает, как мало пока ещё знают люди о живой природе планеты», — подытоживает Чарльз в своей статье, опубликованной в Journal of Tropical Ecology.

Узнайте также о рекордах безостановочного полёта у шмелей и у птиц.

Эмбрион черепахи раскрыл секрет происхождения её панциря