В Китае обнаружен уникальный птерозавр

Если бы птерозавра не похоронила река или озеро, многие ткани его тела сгнили бы. И не случилось бы тогда в исследовании учёных столько сенсационных открытий (фото Alexander Kellner).

Птерозавр Jeholopterus ningchengensis обладал совершенно особенными крыльями, волосами и когтями. С таким утверждением выступили палеонтологи из Национального музея федерального университета Рио-де-Жанейро (Museu Nacional da Universidade Federal do Rio de Janeiro), нашедшие окаменелые останки данного существа в отложениях Даохугоу (Daohugou Beds).

Анализ окаменелости древнего ящера показал, что с момента смерти птерозавра прошло около 140-130 миллионов лет, то есть жил он в поздней юре или раннем меле. Палеонтологи полагают, что останки ящера сохранились так хорошо, потому что он после смерти попал в реку или озеро.

J. ningchengensis был теплокровным животным. Строение его зубов свидетельствует о том, что он, скорее всего, питался насекомыми. Когти «рассказали» бразильцам о способности доисторической твари лазать по деревьям и, может быть, даже жить на них.

Кроме того, учёные тщательно изучили крылья древнего животного и пришли к выводу, что он обладал невероятными летательными способностями. «У птерозавров было уникальное строение костей, наше нынешнее исследование показало, что и мягкие ткани ящера были совершенно особенными и абсолютно непохожими на такие же структуры современных животных», — рассказывает один из авторов работы Александер Келлнер (Alexander Kellner).

Сам птерозавр был примерно 30 сантиметров в длину, размах его крыльев составлял 90 см. Но не это больше всего удивило учёных. Гораздо интереснее оказалась структура крыльев. Сложная мембрана, расположенная между туловищем и пальцами животного, представляла собой трёхслойное переплетение волокон, все они пересекались под разными углами и образовывали своего рода сетку. Это наверняка способствовало укреплению крыльев, защите от разрывов.

Находку, конечно же, выставили в музее на всеобщее обозрение (фото EPA).

Возможно, J. ningchengensis мог также перестраивать мембрану крыльев в полёте, чтобы добиться нужных летательных свойств, заключают палеонтологи в своей статье в журнале Proceedings of the Royal Society B. Кроме того, столь необычное строение позволяло расположить крылья особым образом, когда птерозавр находился на земле.

Ещё одна особенность поразила бразильских палеонтологов: тело и часть крыльев птерозавра покрывали образования, похожие на волоски. Ранее они считались перьями или же протоперьями, однако сейчас Келлнер и его коллеги утверждают, что ничего похожего на перья современных птиц в них нет. Возможно, они помогали ящеру поддерживать температуру тела.

«Открытие трёх слоёв разнонаправленных волокон изумило меня больше всего, — говорит итальянский палеонтолог Фабио Далла Веккиа (Fabio Dalla Vecchia), один из мировых экспертов по птерозаврам. — Судя по тому что раньше ничего подобного у птерозавров не наблюдалось, не все ящеры обладали такими структурами».

Читайте также о двух других исследованиях способностей птерозавров (1 и 2) и о работе, в которой предполагается, что эти древние ящеры, возможно, и не могли летать.

Раскрыт секрет крупнейшего птичьего клюва