Новокаледонские вóроны используют три инструмента

Не всем удалось выполнить задание безупречно (фото Oxford University).

Новокаледонские вóроны вновь удивили учёных. На этот раз тем, что использовали три приспособления кряду, однако сравнение показало, что птицы не планируют и вряд ли обладают высшими познавательными способностями.

Исследование провели Джоанна Уимпенни (Joanna Wimpenny) и Алекс Касельник (Alex Kacelnik) из Оксфорда, они протестировали семь вóронов (напомним, что ранее британцы уже показали, что птицы могут гнуть крючки из палочек и использовать два предмета подряд, чтобы достать труднодоступное лакомство).

На этот раз в прозрачную трубочку поместили кусочек свиного сердца. Чтобы вытащить его, птицам необходимо было достать короткую палочку, с её помощью заполучить палочку подлиннее (из другой трубки) и наконец «средней» вытянуть самую длинную палку (она-то и доставала до дна первой трубки и кусочка еды).

В результате четыре вóрона прошли все испытания, выполнив действия в нужной последовательности. Правда, все они ранее успели потренироваться в вытаскивании лакомства с помощью клюва и одной палочки. Количество попыток у них варьировалось, но в результате они всегда добивались желанного результата.

Три другие птицы не были тренированными (никогда ранее не доставали пищу палочками). Все они еле-еле справлялись даже с первым шагом последовательности, и только один из вóронов добился-таки своего после 21-го провала.

Схема эксперимента: буквами T обозначены палочки, буквами d – глубина трубки. TA лежит на столе в свободном доступе (длина 6 сантиметров), ею необходимо вытащить из одной из трёх трубок палку (T) длиной 10 сантиметров, ею достать палку (T) в четвёртой трубке (длина 20 сантиметров), которая дотянется до кусочка свиного сердца на глубине d3 (иллюстрация PLoS ONE).

Эти данные подтверждают, что вóроны понимают отдельные шаги последовательности, но вряд ли представляют её себе полностью.

Получается, что ранее орнитологи зря относили способности птиц к высшей нервной деятельности. Вóроны не могут планировать наперёд, чтобы достигнуть цели, считают учёные из Оксфорда. «Необходимо отличать животных, которые „статистически лучше случайных“, от тех, что выполняют действия идеально», — говорит Алекс.

Когда эксперимент довольно прост (например, надо сделать один шаг, чтобы заполучить нужный инструмент, который позволит достать лакомство), всё более-менее ясно. Потому-то и радует зоологов использование расщеплённых палочек шимпанзе для ловли термитов и выбор капуцинами подходящих камней для колки орехов.

Однако в случае, когда необходимо достать один инструмент, чтобы потом с его помощью вытащить другой, который позволит добраться до конечной цели, всё несколько сложнее. Объяснить такое поведение непросто. «Использование трёх объектов подряд с положительным результатом крайне маловероятно», — подводит итог Касельник в пресс-релизе университета.

Статья авторов опубликована в открытом доступе в журнале PLoS ONE.

Зоологи уличили орангутанов в голосовом мошенничестве