Найдена первая планета с ретроградной орбитой

Авторы открытия выложили свою статью на arXiv.org (иллюстрация ESA/C.Carreau).

Группа астрономов из Британии и Швейцарии обнаружила планету вне Солнечной системы, которая обращается вокруг своего родного светила по аномальной «обратной» орбите.

Объект назван WASP-17b, и это семнадцатая планета, найденная (методом транзита) в рамках британского проекта по поиску экстрасолнечных миров SuperWASP (поймавшего свою первую «добычу» в 2006 году).

Новая планета принадлежит звезде USNO-B1.0 0619-0419495, что находится в 1000 световых лет от нас в созвездии Скорпиона. WASP-17b представляет собой горячий газовый гигант с рекордно низкой плотностью: при массе в 1,6 Сатурна (её вычислили по колебаниям звезды) планета обладает диаметром в 1,5-2 Юпитера. Однако наибольший интерес вызывает не это, а обратное направление вращения данного мира вокруг своей звезды.

Поскольку солнце и его планеты конденсируются из единого вертящегося газопылевого облака, естественно, что все они вращаются в одну сторону (направление обращения планет по орбитам совпадает с направлением вращения звезды вокруг своей оси).

Пока только для десятка экстрасолнечных планет исследователи смогли по ряду эффектов определить совпадение или несовпадение направления их движения с вращением звезды. И все эти миры «бегали» правильно, как и планеты в нашей собственной системе.

WASP-17b стала первой планетой с ретроградной орбитой (к слову, очень короткой — её период составляет 3,7 дня). Наличие такой орбиты может быть объяснено бурным прошлым: вероятно, WASP-17b очень близко подошла к другой массивной планете, в результате чего гравитация перебросила её на обратную «дорогу». (К слову, в Солнечной системе имеется несколько спутников планет, обращающихся вокруг них по ретроградной орбите вследствие гравитационного захвата.)

Вот только около данной звезды никаких иных тел пока не обнаружено. А ведь вторая гипотетическая планета при ряде условий также могла бы постепенно повлиять на первую через череду слабых возмущений.

Кроме такого «почти столкновения» двух миров ретроградную орбиту WASP-17b могло бы организовать и тесное сближение родительской звезды с соседней звездой. Но и оно остаётся лишь умозрительным предположением. Что до феноменальной раздутости нового мира, то астрономы объясняют её приливным разогревом газового гиганта, усугублённого большим эксцентриситетом орбиты.

Читайте также об «обратном» астероиде «Дракула» и звезде, которая в будущем получит планеты c противоположным направлением обращения.

Минерал метеоритов воссоздан при помощи пушки