Установлено предназначение третьего глаза ящериц

«Мы занимаемся изучением механизмов и функций биологических ритмов, контролирующих различные физиологические и поведенческие процессы в организме», – пишет на главной странице своей лаборатории глава нынешнего исследования Кристиано Бертолуччи (Cristiano Bertolucci) (фото Universita degli studi di Ferrara).

Простые эксперименты с ящерицами позволили биологам из университета Феррары (Universita degli studi di Ferrara) доказать, что третий глаз этих животных позволяет им не затеряться в пространстве.

Так называемый третий глаз, также известный как «теменной глаз» или «теменной орган» (parietal eye), у некоторых ящериц воспринимает свет. Итальянские учёные решили проверить, помогает ли он пресмыкающимся найти нужное направление.

Сначала ящериц научили плыть из центра небольшого открытого бассейна в определённую сторону, где была расположена малозаметная ступенька. Чтобы животные не смогли ориентироваться по внешним видимым объектам, бассейн огородили заборчиком. Таким образом указателем направления могло служить только солнце.

Затем исследователи на неделю поместили ящериц в три разных контейнера. В первом из них (контрольная группа) яркость освещения менялась в соответствии с таковым на улице. Во втором – чуть медленнее, в третьем — чуть быстрее, чтобы биологические часы одной группы животных сдвинуть на 6 часов назад, а другой – на 6 часов вперёд.

Участвовавшие в данном исследовании руинные ящерицы (Podarcis sicula) любопытны ещё и тем, что способны быстро эволюционировать (фото с сайта wired.com).

Как нетрудно догадаться, после этого снова последовало тестирование в бассейне, в ходе которого биологи обнаружили, что до намеченной цели доплыли ящерицы только из контрольной группы. В зависимости от того, как были сдвинуты биологические часы других пресмыкающихся, они уплывали слишком далеко либо вправо, либо влево от скрытой ступеньки.

Так было доказано, что ящерицы действительно ориентировались по солнцу. Из-за сбитых биоритмов они предполагали, что светило должно было находиться в это время в другом месте, отсюда и дезориентация в пространстве.

Чтобы уточнить, что именно «третий глаз» ответственен за подобные процессы в мозге ящериц, итальянцы одной части животных покрыли его краской, а другой — вовсе удалили этот орган. В результате в обоих случаях ящерицы потеряли способность к навигации и плавали хаотично.

Отметим, что «теменной глаз» также присутствует в том или ином виде у амфибий и рыб, стало быть, вполне возможно, что и у них он исполняет роль компаса. Любопытно, что и человек обладает подобной системой, однако она не столь продвинута по части ориентации в пространстве.

Статья авторов опубликована в Journal of Experimental Biology. Почитайте также о секретах летающих ящериц.

Биологи расслышали в ржании лошадей слова