Открыта умная тактика охоты шимпанзе за муравьями

Взрослый шимпанзе из Гуалугского треугольника, типичный пользователь инструментального набора (фото Sanz/Morgan, Goualougo Triangle Ape Project, Nouabale-Ndoki National Park, Republic of Congo).

Сочетания разных палочек, используемых для добычи муравьёв, обезьяны в дикой природе применяют постоянно, причём варьируют технику охоты в зависимости от конкретного вида этих насекомых. Об этом сообщает команда, ведомая лидером проекта Goualougo Triangle Ape Project, исследовательницей Крикетте Санц (Crickette Sanz) из института эволюционной антропологии Макса Планка.

Очередную порцию информации к размышлению предоставили в руки учёных шимпанзе, обитающие в национальном парке Nouabale-Ndoki в Конго, а точнее, в его части — Гуалугском треугольнике (Goualougo Triangle). Исследователи впервые сообщают о регулярном применении обезьянами набора из двух инструментов для охоты за мурашами рода Dorylus.

В ходе длительного изучения повадок шимпанзе биологи из проекта Goualougo Triangle собрали 1060 инструментов и записали 25 видеороликов, запечатлевших применение таких орудий охоты за муравьями. Среднее число инструментов, найденных на каком-либо конкретном участке, составило 3,37, причём 36% находок содержали комбинации из двух палок.

(Впервые о применении шимпанзе набора инструментов учёные докладывали ещё в 2006-м, и речь шла тоже об обезьянах в Конго, но только — о добыче термитов.)

Как и в случае с термитами, инструмент номер один — сравнительно толстая и прочная палка, которая применяется как «перфоратор», чтобы вскрыть гнездо насекомых, а инструмент номер два — это более тонкая и гибкая веточка: «ложка», помогающая без риска для себя достать муравьёв из пробитого отверстия.

Вверху: взрослый самец шимпанзе, стоя на двух ногах, готов применить инструмент для ворошения муравейника. Внизу: первый инструмент погружается в гнездо, в то время как второй («ложка») держится наготове в зубах (фотографии Morgan/Sanz, Goualougo Triangle Ape Project, Nouabale-Ndoki National Park, Republic of Congo).

Кстати, Санц ранее сообщала, что шимпанзе умеют сознательно улучшать свойства своих инструментов, скажем, расщепляя зубами конец тонкой палочки так, чтобы в её волокнах застряло больше шевелящегося лакомства.

Но вот загадка: многочисленные исследования по всей Африке (не только в заповеднике Nouabale-Ndoki) показали, что при добыче муравьёв шимпанзе применяют как инструменты, так и просто ворошат муравейники руками. Причём одни и те же особи могли как использовать, так и не использовать свои наборы. Потому двойственность данного навыка нельзя было объяснить тем, что некоторые животные им обладают, а некоторые — просто незнакомы с такой техникой.

Теперь Крикетте и её коллеги объяснили, в чём дело. Оказывается, тактика зависит от конкретного вида муравьёв. Обитающих в «треугольнике» мурашей, в частности, биологи разделили на две категории.

Одни виды отличаются чуть большими ногами, они бегают быстрее и при нападении отвечают атакой целой армии защитников, способных нанести болезненные укусы. Вторая категория — виды менее подвижные, которые при атаке гнезда обезьянами предпочитают уйти поглубже в подземные ходы.

Соответственно, в первом случае шимпанзе выбирали наборы из двух палочек, а во втором чаще действовали голыми руками. И этот выбор напоминает другое открытие, сделанное некогда в Уганде. Местные шимпанзе применяют отличные по размеру и виду прутки, когда отбирают мёд у пчёл разных видов. Мы рассказывали об этом в нашем большом материале о "правах обезьян".

Один из наборов, отнятых у шимпанзе в Конго. Верхние две палочки – травянистые (гибкие) «зонды для погружения», или просто «ложки» для сбора муравьёв. Нижняя ветка – прочный «пробойник». Линейка для масштаба имеет длину 20 см. Внизу: жертвы умных обезьян (фотографии Sanz/Morgan, Goualougo Triangle Ape Project, Nouabale-Ndoki National Park, Republic of Congo).

Применение палочек у шимпанзе в Конго, вероятно, преследует сразу две цели. Сокращение агрессивности потревоженных хозяев муравейника — это первая и очевидная. А вторая — обеспечение себя более «стабильным» питанием.

Дело в том, что при сильном нарушении гнезда муравьи снимаются с места и уходят, возводя колонию подальше. А скромное отверстие, проделанное «перфоратором», муравьи расценивают как малый ущерб и остаются на месте. Обезьянам же того и надо. Они нередко даже оставляют свои инструменты прямо у муравьиного дома, чтобы позднее самим воспользоваться палочками повторно. Также и другие обезьяны применяют инструменты, оставленные сородичами.

Такую изобретательную тактику учёные считают своего рода примитивной культурой у шимпанзе, относительно существования которой специалисты дискутируют последние лет десять. Детали же новой работы Крикетте и её коллеги изложили в статье в American Journal of Primatology.

Узнайте также об умении капуцинов выбирать лучшие молотки и изобретении копья у шимпанзе.

Новые индийские лягушки строят гнёзда