Химический гигант начинает массовую продажу модифицированных крыс

Приём заказов на ГМ-животных начнётся в октябре. На встрече Общества нейронаук (Society for Neuroscience) в Чикаго будут розданы первые каталоги, по которым каждый желающий сможет заказать размножающуюся пару генно-модифицированных крыс (иллюстрация с сайта sigmaaldrich.com).

Одна из крупнейших мировых компаний, занимающихся распространением химических реагентов, Sigma-Aldrich решила расширить свой бизнес. Теперь в её каталогах будут числиться крысы, на которых сотрудники компании заранее смоделировали определённые человеческие заболевания.

Создавать крыс будут в подразделении Sigma Advanced Genetic Engineering Labs по технологии CompoZr ZFN (смотрите статью и видео, посвящённые этой разработке). Ещё в состоянии эмбрионов у них будут «стёрты» особые гены.

В первую очередь на рынок выйдут грызуны со стёртыми генами ApoE1 (имеет отношение к атеросклерозу и болезни Альцгеймера) и Disc1 (вносит свой вклад в развитие шизофрении).

По некоторым данным, генно-модифицированные твари составят в будущем значительную часть рынка лабораторных животных (на них придётся около $700 миллионов). И эта цифра будет расти: примерно на 12% в последующие три года.

Отметим, что крысы с изменённой ДНК пока пользуются меньшей популярностью, нежели такие же мыши (в прошлом году в Великобритании было использовано около 1,2 миллиона мышей против 6 тысяч крыс). Всё из-за того, что последних получить сложнее (манипулировать геномом мышей на стадии эмбриональных стволовых клеток проще). При этом крысы являются лучшими моделями для исследования некоторых человеческих болезней (например, заболеваний нервной системы).

Однако новая технология, выкупленная у компании Sangamo Biosciences в 2007 году за $13,5 миллионов и лицензированная Sigma-Aldrich, упрощает создание ГМ-крыс. По некоторым данным, каждая пара таких животных (самец и самка) обойдётся покупателям в $80-100 тысяч. Примерно столько же научным институтам стоит создать пару самим. Однако при покупке уже готового «продукта» лабораториям не надо будет тратить своё драгоценное время, именно на это и упирает Sigma-Aldrich.

Эксперты считают, что начинание будет иметь успех (и, соответственно, приносить доход), если компания не ошибётся с выбором «вышибаемых» генов (ведь в отличие от большинства химических реагентов генно-модифицированные крысы не могут храниться долго, кроме того, на их содержание требуется больше средств). Впрочем, в самой Sigma-Aldrich заверяют, что постоянно ведётся мониторинг спроса на «самые популярные» гены.

Кстати, ещё более хорошей моделью для человеческих болезней могли бы стать обезьяны, но первое потомство у трансгенных мармозеток было получено совсем недавно, так что этой технологии до более-менее массового распространения пока ещё очень далеко.

Швейцарский банк сохранит навечно воспоминания и код жизни клиента