Учёные предлагают вдыхать стволовые клетки через нос

Стволовые клетки могут быть использованы для выращивания тканей головного мозга, для лечения болезней Паркинсона и Альцгеймера, восстановления нормальной жизни человека после инсульта. Возможно, когда-нибудь применение столь сложной на данный момент технологии станет нормой? (фото с сайта webmd.com)

Научные группы всего мира твердят о том, что стволовые клетки − панацея от всех болезней, выпускают статьи о новых методах их получения. Но при этом редко кто задумывается о том, как доставить их, например, в мозг. Новый метод, разработанный немецкими и американскими учёными, обещает стать наиболее простым и безопасным.

Вариантов доставки стволовых клеток к центральному органу нервной системы человека на самом-то деле не так уж и много. Можно внедрить их через отверстия, которые необходимо просверлить в черепе, но это не только болезненно, но и опасно. Можно впустить «новеньких» в организм через кровеносную систему. Однако в этом случае только небольшая часть стволовых клеток попадёт к месту назначения.

В носу же присутствуют естественные «ходы». В верхней части носовой полости есть решётчатая пластинка (cribriform plate), костный вырост, отделяющий нос от головного мозга. Она усеяна дырочками диаметром с булавочную головку, через которые на поверхность полости выходят нервные волокна и соединительная ткань.

Доктор Люсин Даниелян (Lusine Danielyan) из Госпиталя университета Тюбингена и её коллеги предположили, что не только бактерии и вирусы, но и стволовые клетки могут таким образом проникнуть в мозг.

Хотя здесь показаны отделы носовой полости и мозга человека (а также пути проникновения стволовых клеток в мозг), пока рано говорить, что новая методика применима к людям (иллюстрация New Scientist).

Идею тут же претворили в жизнь на лабораторных мышах. Для этого исследователи закапали в носы подопытных грызунов некоторое количество суспензии флуоресцирующих стволовых клеток. Благодаря естественным механизмам клетки поднялись в верхние отделы к решётчатой пластине.

Часть из них мигрировала к обонятельной луковице (отдел мозга, детектирующий и расшифровывающий запахи) и к спинномозговой жидкости, «выстилающей» череп. Постепенно довольно большое количество стволовых клеток проникло в глубокие участки мозга. «Мы обнаружили, что они протиснулись сквозь дыры, диаметр которых был значительно меньше самих клеток», — говорит Даниелян.

Чтобы ещё больше облегчить проход стволовым клеткам и впустить большее их количество, биологи обработали носовую мембрану мышек ферментом гиалуронидазой (hyaluronidase), который ослабил связь между клетками эпителия. В результате в мозг прошло примерно в три раза больше стволовых клеток.

Ещё одним участником исследования, а также получателем патента на новую технологию стал Уильям Фрей (William Frey) из университета Миннесоты. Полный список авторов работы можно посмотреть в статье, опубликованной в European Journal of Cell Biology (фото Erika Gratz).

Отметим, другие учёные уже доказали, что похожим образом в мозг пациентов можно вводить и терапевтические белки, например, фактор роста нейронов. Если оба эти исследования будут продублированы на человеке, то через некоторое время можно будет обойтись без операции, при этом повторные дозы клеток и веществ можно будет просто-напросто закапывать в носовые проходы.

Однако в любой бочке мёда должна быть пресловутая ложка. Об оборотной стороне такой методики высказался доктор Джон Синден (John Sinden), главный научный сотрудник британской компании ReNeuron. Он согласен с тем, что необходимо разрабатывать новые технологии поставки стволовых клеток в мозг. «Однако если они часом попадут не туда, то могут привести к появлению опухолей. Необходимо выяснить, куда движутся клетки в мозге и других частях тела, чтобы понять, представляет ли это какую-то проблему», — отмечает Синден.

Узнайте также о том, как учёные и врачи планируют вернуть бесплодным женщинам радость материнства, вылечить парализованных и слепых людей, а ещё о первой пересадке органа, выращенного из стволовых клеток.

Биологи нашли объяснение универсальному запаху смерти