Новые виды червей питаются мёртвыми китами

Скелет серого кита через шесть лет после смерти животного. Новые виды в буквальном смысле пируют на костях (фото Craig Smith).

Девять ранее неизвестных видов червей, источником пищи для которых являются исключительно мёртвые киты, опустившиеся на морское дно, обнаружили шведские исследователи из университета Гётеборга (Göteborgs universitet).

Мёртвые киты являются очень богатым, но непредсказуемым источником питания, ведь невозможно предугадать, где и когда огромное млекопитающее умрёт. Тем интереснее, что некоторые морские виды «специализируются» именно на трупах китов. К таковым относятся и найденные шведами многощетинковые черви – полихеты.

Четыре новых вида были обнаружены на трупе кита на глубине 125 метров в новом шведском национальном парке Kosterhavet. Другие пять – на костях китов в глубоких водах у побережья Калифорнии.

Один из открытых видов – полихета Osedax mucofloris. Кстати, об открытии рода Osedax мы рассказывали в 2004 году (фото Adrian Glover).

«Новички» по результатам анализа ДНК отнесены к так называемым криптическим видам, то есть к видам-двойникам, не различимым по морфологическим признакам, но очень сильно отличающимся генетически.

Авторы открытия говорят, что адаптация к жизни на трупах китов у разных видов произошла различными эволюционными путями и в разные моменты времени. Исследование таких «приживал» очень важно для понимания того, как животные распространились по всему миру, ведь видовое разнообразие в океанах наверняка куда шире, чем принято считать.

Проект получил название whale-fall, а новоявленные полихеты стали темой диссертации зоолога Хелены Виклунд (Helena Wiklund). Публичная защита намечена на 25 сентября.

Вверху: новый для учёных червь Ophryotrocha craigsmithi назван в честь Крейга Смита (Craig Smith) из университета Гавайев, который был одним из первых учёных, обративших пристальное внимание существ, «любящих» мёртвых китов.
Внизу: этот недавно обнаруженный вид получил наименование Ophryotrocha scutellus за форму головы: на латинском scutellus означает диск или блюдце (фото Helena Wiklund).

Впервые зафиксировано нападение белки на летучую мышь