Композитор Петер Аблингер (Peter Ablinger) придумал технологию, которая позволила обычному концертному роялю буквально заговорить на английском языке. Необычное устройство впервые зазвучало специально ко Всемирному форуму в Венеции (World Venice Forum 2009), темой которого было «Здоровье нашей планеты».
Для делегатов и гостей форума, открывшегося 2 октября, рояль «зачитал вслух» провозглашение Европейского экологического уголовного суда (European Environmental Criminal Court) — новой организации в рамках Евросоюза. Её ещё предстоит узаконить Европарламенту и Еврокомиссии, но в свете всё большей озабоченности человечества охраной природы можно предположить, что проект суда утвердят.
Нам, впрочем, интереснее — как же говорит рояль. Чтобы провернуть такой фокус Петер, известный в Европе не только как композитор, но и как автор целого ряда инсталляций, связанных с музыкой, шумами и звуками, собрал команду помощников, специалистов в разных областях.
Первоначально текст сообщения зачитал берлинский школьник Миро Маркус (Miro Markus). Аблингер проиграл запись через высокоточный анализатор спектра, разложив звуки на «пиксели» — очень короткие кусочки определённых частот. Эти частоты специальная программа соотнесла с нотами, доступными для проигрывания на рояле (вот здесь пригодилось богатство его октав).
На самом струнном инструменте авторы проекта смонтировали электромеханическую приставку, способную с высокой скоростью нажимать на клавиши, причём на много сразу. Наложение звуков оказалось таково, что на человеческий слух рояль играл уже не музыку, а воспроизводил речь. Правда, не все слова в ней можно чётко разобрать, но ряд фраз вполне хорошо воспринимается (особенно если ориентироваться на субтитры, их вы увидите в ролике).
Читайте также о концерте призраков, лесном граммофоне, хоре Вейдеров, страшно звучащих перилах, ветровом органе, пианино на стене, береговом органе и динамиках, окруживших Папу.