На несостоявшейся планете открыта огромная впадина

Так мог выглядеть взрыв от удара некоего космического тела по Палладе (иллюстрация B. E. Schmidt, S. C. Radcliffe).

Астероид Паллада, крупнейший в Солнечной системе, специалисты считают неудавшейся планетой, остановившей развитие в детстве. Переработанные снимки с орбитального телескопа Hubble позволили бросить небывалый взгляд на этот любопытный объект.

Паллада (2 Pallas) — второе по размеру тело в главном поясе астероидов. Крупнее его только карликовая планета Церера. Вместе с астероидом Вестой всю тройку можно считать протопланетами, остановившимися в своём росте. Они так и не собрали достаточно материала из породившего планеты Солнечной системы диска из газа, пыли и обломков.

К Весте и Церере сейчас летит космический аппарат Dawn. Ну а Палладу приходится изучать дистанционно. Группа астрономов под руководством Бритни Шмидт (Britney Schmidt) из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе (UCLA) представила в Science новые данные о «планете, которая никогда не повзрослеет».

Палладу характеризует неидеальная форма (поперечник 582 х 556 х 500 км), но всё же этот астероид достаточно велик, чтобы «в пору детства» в его интерьере начался процесс дифференциации слоёв (один из важных признаков, отличающих планеты от просто «летающих гор»).

Однако в отличие от сферической Цереры расслоение структуры Паллады, похоже, завершено не было — считает Шмидт. Если в ней и есть ядро, оно только начало формироваться, не «созрев» окончательно. Эта особенность делает Палладу интересным объектом, живым образчиком эволюции протопланеты на ранней стадии, остановленной и замороженной до наших дней.

Наблюдения также говорят о наличии минералов, богатых водой. И это согласуется со сравнительно низкой плотностью Паллады (2,4-2,7 тонны на кубометр).

Главная же находка астрономов — большая депрессия в южном полушарии этого мира диаметром 240 километров. Учёные предполагают, что это ударный кратер. Он «проявился» после того, как на основе большого числа кадров учёные построили 3D-модель Паллады. Кратер окружён тёмной в ультрафиолетовом диапазоне местностью. Вероятно, это материал, который был выброшен при ударе или изменён в результате давнего катастрофического воздействия.

Ударный кратер на трёхмерной модели Паллады выделен кружком. Внизу – ультрафиолетовый снимок астероида (иллюстрация B. E. Schmidt, S. C. Radcliffe, фото NASA).

Астрономы напоминают, что Паллада разделяет орбиту с некоторым числом небольших «небесных скал», крупнейшая из которых — астероид Иоффе (Ioffe) – насчитывает в диаметре 22 км. Вероятно, он и «родился» в этом самом кратере.

Узнайте, как исследователи объяснили разнообразие форм астероидов. И почитайте о большом красном пятне на карликовой планете Хаумеа.

Американский спутник по плану атаковал Луну